Вопрос 21. Теория социальной идентичности А.Тэшфела и Д.Тернера

Социальная идентичность – отождествление себя с той или иной социальной группой – одна из важнейших составляющих образа-Я, отвечающая на вопрос о том, что есть и где есть человек в социальном смысле.

(Тэшфел: теория социальной идентичности, Тернер: теория самокатегоризации – когнитивистский подход в европейской традиции)

Социальная идентинчость:

· знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе

· эмоциональная значимость группового членства

Осознание собственной идентичности:

1. социальная категоризация (группировка личностей)

2. социальная идентификация (процесс помещения себя в ту или иную категорию)

3. социальная идентичность (итог – полное социальное отождествление себя)

Тернер: группа формируется индивидом психологически через категоризацию себя с другими. Личностная и социальная идентичность – разные формы самокатегоризации. В зависимости от группы преобладает либо социальная (деперсонификация), либо личностная идентичность.

Принадлежность ко многим группам.
Тэшфел: сортировка групп и выбор наиболее «выпуклой» для индивида группы. Другие добавляют, что на выбор влияет ситуация. Например, латентная идентичность не осознается в нормальных обстоятельствах. Но однозначного ответа наука не имеет.

Следствия обретения идентичности:

1. Стремление к сохранению позитивной идентичности (восприятие мира как более стабильного и справедливого, гармония образа социального Я). Утрата позитивной идентичности – дезорганизация внутреннего мира и собственных впечатлений от окружающего мира.

2. Оценка своей группы в сравнении с другими группами (позитивными и негативными).

3. Нахождение отличительных особенностей своей группы (для дифференциации).

4. Степень идентификации со своей группой. Негативная оценка своей группы вызывает стремление покинуть ее и примкнуть к другой группе.

Тэшфел: характер социальной идентичности зависит от типа общества (например, степени стратификации).

Идентичность – инструмент социальной ориентации личности. Она формируется только в межгрупповом взаимодействии. Результат идентификации – построение личностью не только своего собственного образа, но и образа группы, к которой она принадлежит или не принадлежит.

Минимальная групповая парадигма – достаточно минимального ощущения себя членом группы для того, чтобы начать идентифицировать себя с нею.
Эксперимент: студенты-сторонники картин Клее и Кандинского. Несмотря на произвольность разделения на группы, их представители немедленно начали отождествлять себя с этими группами.

Межгрупповая дискриминация.
Эксперимент: анонимность испытуемых, произвольное разделение на группы. Единственный способ различения – распределение денег между членами своей и чужой группы. Стратегия максимализации отличия: распределяли чужим денег гораздо меньше, чем своим, даже в ущерб абсолютного выигрыша своей группы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: