Социальная идентичность – отождествление себя с той или иной социальной группой – одна из важнейших составляющих образа-Я, отвечающая на вопрос о том, что есть и где есть человек в социальном смысле.
(Тэшфел: теория социальной идентичности, Тернер: теория самокатегоризации – когнитивистский подход в европейской традиции)
Социальная идентинчость:
· знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе
· эмоциональная значимость группового членства
Осознание собственной идентичности:
1. социальная категоризация (группировка личностей)
2. социальная идентификация (процесс помещения себя в ту или иную категорию)
3. социальная идентичность (итог – полное социальное отождествление себя)
Тернер: группа формируется индивидом психологически через категоризацию себя с другими. Личностная и социальная идентичность – разные формы самокатегоризации. В зависимости от группы преобладает либо социальная (деперсонификация), либо личностная идентичность.
Принадлежность ко многим группам.
Тэшфел: сортировка групп и выбор наиболее «выпуклой» для индивида группы. Другие добавляют, что на выбор влияет ситуация. Например, латентная идентичность не осознается в нормальных обстоятельствах. Но однозначного ответа наука не имеет.
|
|
Следствия обретения идентичности:
1. Стремление к сохранению позитивной идентичности (восприятие мира как более стабильного и справедливого, гармония образа социального Я). Утрата позитивной идентичности – дезорганизация внутреннего мира и собственных впечатлений от окружающего мира.
2. Оценка своей группы в сравнении с другими группами (позитивными и негативными).
3. Нахождение отличительных особенностей своей группы (для дифференциации).
4. Степень идентификации со своей группой. Негативная оценка своей группы вызывает стремление покинуть ее и примкнуть к другой группе.
Тэшфел: характер социальной идентичности зависит от типа общества (например, степени стратификации).
Идентичность – инструмент социальной ориентации личности. Она формируется только в межгрупповом взаимодействии. Результат идентификации – построение личностью не только своего собственного образа, но и образа группы, к которой она принадлежит или не принадлежит.
Минимальная групповая парадигма – достаточно минимального ощущения себя членом группы для того, чтобы начать идентифицировать себя с нею.
Эксперимент: студенты-сторонники картин Клее и Кандинского. Несмотря на произвольность разделения на группы, их представители немедленно начали отождествлять себя с этими группами.
Межгрупповая дискриминация.
Эксперимент: анонимность испытуемых, произвольное разделение на группы. Единственный способ различения – распределение денег между членами своей и чужой группы. Стратегия максимализации отличия: распределяли чужим денег гораздо меньше, чем своим, даже в ущерб абсолютного выигрыша своей группы.