-трансграничная торговля;
-потребление за границей;
-торговое присутствие в стране предоставления услуги;
-присутствие физических лиц, предоставляющих услугу.
Структура рынка услуг (по классификации ООН выделяется 160 видов услуг):
- Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг;
-Услуги связи – 25 видов;
-Строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов;
-Дистрибьюторские услуги – 5 видов;
-Общеобразовательные услуги – 5 видов
-Прочие услуги.
Структура рынка услуг
Классификация Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС):
Коммерческие и некоммерческие.
Структура рынка услугпо способам доставки услуг потребителю:
- услуги, связанные с инвестициями;
- услуги, связанные с торговлей;
- услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей.
В зависимости от характера поведения экспортера и импортера услуг подразделяются:
Основные и обслуживающие (обеспечивающие) сделки купли-продажи услуг
Основные внешнеторговые сделки купли-продажи услуг:
- внешнеторговые сделки по оказанию производственно-техническиx услуг (международный инжиниринг);
- международные арендные сделки;
- сделки по экспорту и импорту туристических услуг;
- внешнеторговые сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.
Обслуживающие внешнеторговые сделки купли-продажи услуг:
- операции по международным перевозкам грузов;
-международныетранспортно-экспедиторскиеоперации;
-операции по хранению и страхованию грузов;
-международныерасчеты и др.
Наиболее динамично развивающимися видами услуг являются:
-консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики (реинжиниринг);
-оказание туристических услуг;
-международные транспортные услуги.
Причины, затрудняющие регулирование международной торговли услугами
1) сложности, связанные с оценкой стоимости экспортируемых услуг;
2) нередкое наличие как коммерческой, так и некоммерческой составляющих при экспорте услуг;
Недостаточное внимание, уделяемое проблеме регулирования международной торговли услугами национальными и международными организациями.
Современные тенденции в развитии международной торговли в условиях НТР
Устойчивый рост международной торговли связан со следующими факторами:
1) стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;
2) развитие МРТ и интернационализация производства и капитала;