Научить анализировать природные и социальные явления.
Педагогические требования:
Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).
Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.
Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).
ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.
Педагогические требования:
Наглядность применять в меру.
Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.
Должна соответствовать возрасту.
Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.
Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.
В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.
При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.
Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.
ВИДЕОМЕТОД
Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.
III. Практические методы обучения.
Назначение: формирование умений и навыков.
УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
A) Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
B) Письменные: закрепление знаний, их применение.
C) Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.
D) Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.
В зависимости от учащихся:
E) Воспроизводящие.
F) Тренировочные.
G) Творческие.
Педагогические требования:
Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.
Знание правил выполнения действий.
Системность проведения упражнения.
Учет достигнутых результатов.
Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.