Культурно-цивилизационная

Основные черты: каждый народ имеет свой собственный путь развития, поэтому нет ни прогрессивных, ни отстающих; нет единого общего для всех народов прогресса. Сколько культур, столько и линий развития. Представителем данной концепции является А. Тойнби (Постижение истории). Его заслугой является исследование внутреннего механизма развития цивилизаций. Движущей силой развития, по Тойнби, является «творческое меньшинство», т.е. наиболее активные, способные порвать с традицией, дать необходимые ответы на вызовы истории люди.

Определенный вклад в решение непростых вопросов методологии истории внес русский философ Данилевский. В его книге «Россия и Европа» была предложена оригинальная концепция мировой истории как смены культурно-исторических типов (цивилизаций). Данилевский считал нецелесообразным измерение ценности цивилизаций «одной меркой», полагая, что истинное значение культур — в их самобытности, а «прогресс — не в том, чтобы все шли в одном направлении, а в том, чтобы исходили все поле исторической деятельности». Итак, у каждой цивилизации — своя особая заданность; народы призваны выработать адекватные своему духу, культуре формы государственности, науку, искусство, идеи и т.д. В соответствии с концепцией Данилевского историки не могут критиковать, например цивилизацию древних египтян за отсутствие в ней демократии, ибо этот народ и не ставил перед собой подобной цели. Одним из первых Данилевский указал, что историческая наука не может замыкаться национальными рамками. Он считал, что равно как нет истории Франции, Италии, Германии, а есть история Европы с французской, английской, немецкой точек зрения, так и нет истории России, а есть лишь история славянства с российской, чешской точек зрения. Можно дискутировать с Данилевским о культурной принадлежности России, но бесспорно то, что трудно осмыслить национальную историю вне мирового контекста, вне сравнительных характеристик.

Таким образом, цивилизационный подход в изучении истории предполагает постижение культуры народов, их менталитета, этнических особенностей, в соответствии с которыми складывались политические экономические и др формы бытия человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: