Психологічні теорії психоаналізу

Колумбом пси­хоанализа по справедливости следовало бы признать старшего товарища Фрейда Йозефа Брейера.

С Фрейдом Брейер познакомился на профессио­нальной ниве.

Брейер выступал для Фрейда не только профессиональным наставни­ком, но и покровителем в быту.

Брей­ер открыл свой метод катар­сиса, то есть очищения, освобождение от ущемленно­го аффекта.

Сам Фрейд начал использовать катарсический метод в 1889 г. Резуль­таты наблюдений Брейера и Фрейда были опубликованы в их совместной работе «Этюды об истерии».

Интересна судьба этой книги, с которой факти­чески началась карьера Фрейда. Главы, написанные Брейером, не попадают в собрание трудов Фрейда, а одно из сравнительно недавних изданий книги во­обще появилось на свет в таком виде, что первым автором на титульном листе указан Фрейд.

Впрочем, это явление объяснимо. Т еоретические подходы соавторов к пониманию добытого опыта су­щественно различались. Брейер, хотя он и сам указы­вал Фрейду на немаловажную роль сексуальных мо­тивов в возникновении невротических расстройств, не желал согласиться с мнением Фрейда об исключи­тельной роли этих мотивов. Объединяло их, пожа­луй, только общее мнение о том, что истерички (имен­но к таковым была отнесена Берта Паппенгейм) большей частью страдают от реминисценций (пережитого прежде травмати­ческого опыта), и психо­терапевтический эффект может быть достигнут пу­тем отреагирования по­давленного («ущемлен­ного») аффекта. По сути дела, из этих постулатов, которые трудно оспо­рить, и выросло психо­аналитическое учение. Вот только приоритет Фрейда тут представля­ется крайне спорным.

Умер Йозеф Брейер в Вене 20 июня 1925 г.

С Фрейдом были тесно связаны А. Адлер и К.Г.Юнг.

Альфред Адлер (1870-1938), сначала глазной врач, а потом психиатр. Высоко оценил толкование сновидений Фрейда. Выражал несогласие на почве сексуальной этиологии неврозов и др. феноменов. Конфликт завершился разрывом (1911).

По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект, занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. «Стиль жизни» приравнивается к личности, к «Я». Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации. Успешно сформированное социальное чувство проявляется в профессиональной деятельности, в контактах с другими людьми, в любви и браке.

Чувство неполноценности возникает при наличии физических недостатков, при неправильном воспитании (изнеженные дети, бессердечные дети). Лучшее введение в его теорию – «Практика и теория индивидуальной психологии»

Карл Густав Юнг (1875-1961), признавал работы Фрейда лучшими, хотя и верными лишь наполовину.

Центральным понятием его психотерапии является «индивидуация»,движение от «Я к Самости»

По Юнгу, либидо – это психическая энергия, интенсивность жизни, проявляется в разные периоды человеческого развития, а сексуальность есть лишь одна из форм такого проявления.

Собственную психологическую концепцию Юнг назвал аналитической психологией – учение о бессознательном и о процессе развития личности.

Личное бессознательно – индивидуальный опыт: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.

Коллективное бессознательное – инстинкты, влечения. В ходе индивидуального развития личности существуют уровни, последовательность, в которой проявляется прошлый опыт, наследственная данность. Связь сознательного и бессознательного, как протекает этот процесс можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры.

Юнг различает в человеке две базисные установки – экстравертированную и интровертированную. Четыре функции психики: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией, дает 8 типов индивидуальности.

В конце 30-х гг. нашего века возник неофрейдизм, представители которого (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Э. Эриксон) пытались преодолеть пансексуалистическую тенденцию Ф. В качестве механиз­мов развития личности были объявлены: ощущение тревоги — «коренная тревога» и стремление к ее преодолению (К. Хорни); «межличностное поле» (Г. Салливен) и стремление избавиться от переживания одиночества — «бегство от свободы» (Э. Фромм). Однако все эти разнородные механизмы «социальной» детерминации поведения рассматривались представите­лями неофрейдизма как врожденные, фа­тально действующие. В неофрейдизме так­же проявляется антагонизм между лично­стью и ее социальным окружением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: