Тема 2. Философские проблемы и способы их решения

Особенности философских вопросов и проблем. Уникальная особен­ность философии заключается в постановке проблем. Наука, решив проблему, двигается дальше, философы в различные эпохи ставят одни и те же так называемые вечные проблемы. Например:

• Возможно ли знание о том, каковы мир и вещи сами по себе?

• Существует ли Бог, а если нет, то как возможны наши мысли о Нем?

• Добро и зло относительны или абсолютны?

• Откуда появился человек?

• Почему возможен язык человеческого общения?

• Существует ли индивидуальная судьба и мировое предопреде­ление?

• Есть ли у человека смысл жизни и в чем он заключается?

• Что ждет нас после смерти? И в соответствии с этим как мы должны вести себя при жизни? На что человек может рассчитывать в этом мире?

Существует множество других философских проблем, но их общий характер созвучен с изложенными выше.

Способы решения проблем в философии. В отличие от науки, где стремятся к однозначному решению проблем, в философии пробле­мы не имеют однозначных решений, причем каждому решению может соответствовать целое учение или направление. Таким обра­зом, возможно параллельное сосуществование и развитие различных решений одной и той же философской проблемы. Современный ис­панский философ Ортега-и-Гассет объяснил, что неокончательность философских решений связана с тем, что мир в целом бесконечен.


Раздел I. Предмет философии

Философия, как правило, не предлагает способов и решений кон­кретных проблем, а изучает всеобщие мировые закономерности, дает суждения о том, как устроен мир в целом. Но на основе этих сужде­ний можно делать выводы о тех или иных частных случаях, и вот это дело уже не философии, а конкретных наук.

Методы философии. Философия опирается не на наблюдения или эксперимент, как это делают науки, а только на мышление. Тем не менее философы в своих размышлениях могут использовать данные, полученные различными науками. В философии используются мето­ды, применяемые в частных науках:

1) индуктивный метод, т.е.-движение от частных, единичных фак­тов к общим выводам и законам;

2) дедуктивный метод, т.е. движение от общих положений к част­ным заключениям;

3) аналогия, при которой на основе сходства предметов по одним признакам делают вывод о сходстве этих предметов и по другим при­знакам;

4) гипотетические предположения и др. Также используются методы, свойственные именно для фило­софии:

1) философское сомнение, когда для достижения безусловно досто­верного знания ставится под сомнение самое очевидное, вплоть до существования вещей окружающего мира (Августин Аврелий, Рене Декарт);

2) диалектическое отрицание, состоящее в том, что вскрывается ограниченность определенного тезиса и необходимость перехода к его противоположности (антитезису), а затем через синтез того и дру­гого осуществляется выход на более глубокий уровень познания предмета (Г. Гегель);

3) интеллектуальная интуиция. Охарактеризуем ее словами Рене Декарта: «Понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим..., порождаемое лишь естественным светом разума, и,благо­даря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция».

Для пояснения этого метода познания можно провести также аналогию с оценкой наших поступков на основе голоса совести или с художественной интуицией, позволяющей отличать шедевр от по­средственного произведения.

Практическое значение философии. Люди всегда живут в рамках той или иной культуры, в условиях господства тех или иных ценностей» ис­пытывая при этом влияние соответствующих философских идей. На­пример, целая страна (Россия) прошла через эксперимент по установ-

Литература

лению «рая на земле» — коммунизма. Но если заглянуть в глубь исто­рии, то окажется, что коммунизм ведет свою «родословную» от идей философа IV в. до н.э. Платона об идеальном государстве.

Философия имеет значение не только для политического устрой­ства государства. Каждый человек по отдельности, часто даже не по­дозревая об этом, регулярно философствует, решая те или иные эти­ческие проблемы, выбирая ту или иную жизненную позицию.

Изучение философии помогает выйти за рамки повседневного жизненного опыта, учит многовариантному, объемному видению проблем. Философская культура тем самым может способствовать жизненному преуспеванию конкретного человека. Философские идеи незримо присутствуют в творческом акте изобретения новых устройств, помогают ученым познавать свойства объективной реаль­ности, художникам — находить новые формы и средства выражения своих мыслей. Роль философии, по мнению профессора А.А. Гусей­нова, состоит в том, что она «дополняет ц завершает любое специаль­ное образование, помогая стать специалисту интеллигентом».

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается особенность философских проблем?

2. Как вы считаете, почему приведенные в пособии проблемы являются именно философскими? Обоснуйте свой ответ.

3. Приведите собственные примеры философских проблем.

4. В диалоге Платона «Гиппий Больший» Сократ задает своему собесед­нику вопрос о том, что такое прекрасное само по себе, вне «привязки» к конкретным вещам, которые мы Считаем прекрасными. Каков будет ваш ответ знаменитому мыслителю?

5. Как вы считаете, почему философские проблемы невозможно под­твердить или опровергнуть опытным путем?

6. Почему философ во всем должен сомневаться?

7. Зачем заниматься философией, если она не приводит нас к оконча­тельным решениям?

8. Выразите свое отношение к высказыванию древних о том, что их ин­тересует не обладание мудростью, а стремление к ней.

9. Как философские идеи оказывают влияние на жизнь общества?

10. Расскажите о практическом значении философии в вашей жизни.

Литература

1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.


Раздел I. Предмет философии

5. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

8. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 94-96.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: