Считается, что в древности учителями мудрости всегда являлись мужчины. Но в случае с Сократом (470—399 до н.э.) именно женщины сыграли важнейшую роль в его становлении как мудреца и философа. Риторике он учился у Аспазии — жены знаменитого оратора Перикла, а диалектике — у жрицы и пророчицы Диотомы. Сократ вел активную общественную жизнь, часто не соглашаясь с большинством, что требовало гражданского мужества. Свое несогласие с большинством он объяснял тем, что всегда соблюдал законы и придерживался справедливости — с чем большинство обычно не считалось.
Сократ не записывал своих высказываний и учений, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результа-
Тема 5 Антропоцентрический поворот в античной философии. Софисты Сократ 33
ту -^ воспитанию личности. В конце концов его обвинили в том, что он не почитает богов, а своими беседами растлевает молодежь, приговорили к смерти, которую он достойно принял, выпив предложенную чашу с ядом цикуты.
Задача выработки объективного знания. Сократ считал, что философия должна исследовать то, что нам дано непосредственно, а непосредственно нам даны только мы сами. Таким образом, предметом философии должна быть не природа, а человек. По мнению Сократа, знание того, из чего состоят вещи, еще не дает нам знания о вещах. Он ставил перед собой задачу выяснения объективного значения тех понятий и слов, на которые люди опираются в своих рассуждениях. Например, если мы рассуждаем о справедливости, так давайте сначала определим, что есть справедливость как таковая независимо от того, что думают о ней различные люди.
|
|
В своих беседах он предлагал рассуждать не о вещах самих по себе, но исследовать этические категории: что такое справедливость, мудрость, дружба, храбрость, прекрасное сами по себе. Обычно люди могли указать только на поступки или явления, которые обладают качествами справедливости или красоты, но не могли объяснить, что есть эти качества сами по себе вне связи с определенными поступками или явлениями.
Диалог как метод познания. Сократ разработал метод получения общеобязательных знаний — диалог. Платон, ученик Сократа, говорил:
«Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали рассуждения, и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа».
"• Ученики Сократа считали, что быть в диалоге с Сократом означало держать «экзамен души», подвести итог жизни, выдержать моральный экзамен. Это было связано еще и с тем, что в своих'беседах философ широко использовал иронию, чтобы разрушить предвзятое отношение к тому или иному мнению. Главной целью своей жизни Сократ полагал обучение человека мышлению и умению находить в себе глубинное духовное начало.
|
|
Рационалистическая этика. Сократ давал человеку практическую ориентацию в жизни: надо руководствоваться совестью, справедливостью и гражданским долгом. Этика философа базировалась на представлении, что разум и нравственность в своей основе тождественны, а счастье — это осознанная добродетель.
Добродетель, по Сократу, — то, что делает душу благой и совершенной, а это может дать только познание. Порок — это отсутствие
Раздел II. Античная философия
/
знаний, т.е. невежество. Сократ считал, что никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию, т.е. невежеству. Добро так прекрасно, что если человек знает, что есть добро, то не может делать зла. Этика Сократа получила наименование рационалистической (лат. гойо — «счет», «мера»).
Вопросы для самопроверки
1. Представьте себе, что в стакан с чаем положен один кусочек сахара. Как бы вы ответили в духе Протагора на вопрос о том, каков чай в стакане:
сладкий или нет?
2. Горгий считал, что один и тот же поступок может быть признан и хорошим, и плохим в зависимости от того, к чему он относится, какой личностью и в каких исторических и социальных условиях совершен. Приведите Примеры подобных поступков и истолкуйте их.
3. Ученик СоКрата Аполлодор после вынесения тому смертного приговора оказал: «Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо». На что мудрый учитель ответил: «А тебе приятнее было.бы видеть, что я приговорен справедливо?». Разберите ситуацию и выразите к ней личное отношение.
4. Попробуйте представить себе какую-либо вещь (например, стол или кровать) как таковую безотносительно к образу конкретной вещи. Дайте
данной вещи как таковой определение.
а) Если вы выбрали пример с кроватью, то подумайте над таким вопросом: циновка, на которой спят японцы, — это кровать или нет? А если человек, еидя перед телевизором в кресле, уснул, то в данном случае кресло превратилось в кровать или остается все же креслом?
б) Если вы выбрали пример со столом, тогда табурет, на котором какой-либо человек по каким-то причинам расставил обеденные принадлежности и за которым кушает, в момент еды все еще остается табуретом или превращается в стол? Если ваш ответ утвердительный, то поясните, в какой именно момент происходит это превращение.
5. В диалоге Платона «Гиппий Больший» Сократ задает вопрос о том, что такое красота сама по себе. Представьте себя рядом с мудрым Сократом и попытайтесь дать свой ответ на этот вопрос.
6. Дельфийский Оракул на вопрос одного из современников Сократа о том, кто самый мудрый человек на свете, ответил, что нет мудрее человека, чем Сократ... Сам же мудрец говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Так что
же имел в виду Сократ?.
7. Как вы поняли основную идею рационалистической этики Сократа?
8. Как' вы думаете, что хотел сказать современный испанский философ X. Ортега-и-Гассет, когда в одной из своих работ писал: «Однажды на афинской площади Сократ открылразум...».
9. В чем суть антропоцентрического поворота в ранней греческой философии, пришедшего на смену натурфилософии? -.
Тема 6. Платон и его учения
Литература
1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1999.
2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
3. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.
'4. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997.
5. Платон. Феаон // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1993.
6. Платон. Гиппий Больший // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1993.
7. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
8. Целлер Э. Очерк истории греческой философии; М., 1996.