Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) оказал большое влияние на развитие философствования в России. Его жизнь и судьбу нельзя назвать обычными. Он участвовал в Отечественной войне с Наполеоном, был другом А.С. Пушкина. Жил некоторое время за границей, где об-
Раздел VIII Русская философия
щался с разными философами, в том числе с Шеллингом. По возвращении в Москву он разработал свою философскую систему, которую изложил в так называемых Философических письмах. Всего их восемь. Первое из них было опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп», после чего журнал тут же был закрыт. Император Николай I официально объявил Чаадаева сумасшедшим. За ним был объявлен медицинский надзор, и он находился под домашним арестом.
В первом философическом письме Чаадаев критикует духовную отсталость России в сравнении с европейскими странами. Он пишет:
«Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия».
Суть рассуждений Чаадаева состоит в том, что Россия, будучи христианской страной, тем не менее оказалась вне действия всемирного процесса воспитания человеческого рода христианством. За всю историю христианства в России оно так и не внедрило в социальный быт элементы, образующие в Европе «необходимые рамки жизни» и «навыки сознания». Чаадаев имел в виду правила поведения, которые не могут появиться у людей естественным путем, а приобретаются именно под воздействием целенаправленного христианского воспитания. Это воспитание зачастую в Европе совершалось насильно, но тем не менее принесло положительные плоды. Результатом такого воспитания народов Европы стало превращение христианских принципов в автоматические, машинальные стороны европейского быта. Средний европеец, не задумываясь, ведет себя как христианин. Ему не нужно каждый раз открывать заново, как себя вести, пути сознания уже «наезжены» за многие столетия непрерывного воспитания христианской религией. Именно такая общественная сфера, в которой живут европейцы, считал Чаадаев, и может привести человеческий род к его конечному назначению, но на Россию такое воспитание не распространилось. Россия оказалась в стороне от всемирного исторического процесса и это, пожалуй, самая главная мысль Чаадаева о России.
Отстраненность России от мировых процессов Чаадаев объясняет характером государственной власти на Руси, которая, по его мнению, психологически соответствует тем отношениям, которые складываются в семье. Чаадаев пишет об этом: «Как известно, основой нашего социального строя служит семья, поэтому русский народ ничего другого никогда и не способен усматривать во власти, кроме родительского авторитета, применяемого с большей или меньшей суровостью, — и только....В нашем представлении не закон карает провинившегося гражданина, а отец наказывает непослушного ребенка. Наша приверженность к семейному укладу такова, что мы с
Тема 25 Возникновение русской философии
радостью расточаем права отцовства по отношению ко всякому, от кого зависим. Идея законности, идея права для русского народа — бессмыслица». Иными словами, бытие российского государства определяют не объективные законы и правила, но произвол или своеволие отдельного человека.
Другой причиной отстраненности России являются ее особые географические условия, в которых она находится. Чаадаев считает, что всякий народ несет в самом себе особое начало, которое направляет его путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества. В России это образующее начало — географический элемент, а вся ее история — продукт природы ее необъятного края. Особые природные условия создают обособленность сознаний, а это, в свою очередь, приводит к подчинению этим же природным условиям, а также — любой власти, провозгласившей себя в качестве таковой.
Во втором философическом письме Чаадаев указывает на православие как третий фактор, обусловивший обособленность России. В то время как распространение христианства в Европе имело следствием повсеместное уничтожение рабства, в России, напротив, рабство в форме крепостничества появилось как раз после того, как русский народ стал христианским, именно в царствование Годунова и Шуйских. Чаадаев вопрошает: «Как могло случиться, что самая поразительная черта христианского общества как раз именно и есть та, от которой русский народ отрекся в лоне самого христианства? Откуда у нас это обратное действие религии?». Философу кажется, что только наличие в России рабства уже могло бы заставить усомниться в истинности православия. Именно в неисполнении русской православной церковью своего призвания и высокого предназначения, а не в государственном устройстве Чаадаев видит причину рабского положения подавляющей части русского народа. Для первой половины XIX в. его выводы звучат поистине еретически и бунтарски.
Не удивительно, что подобные критические речи вызвали при опубликовании первого философического письма бурю негодования в широких кругах общественности и подъем патриотических чувств. Те умонастроения, которые до сих пор только бродили в русском обществе, стали быстро оформляться и развиваться. Призыв Чаадаева к копированию западного пути развития способствовал кристаллизации славянофильских идей, а радикальная молодежь, составившая костяк западников, напротив, была воодушевлена и взволнована смелостью обличений Чаадаева.
В своих более поздних размышлениях Чаадаев практически переходит с радикальных «западнических» позиций на позиции славянофильства.
Раздел VIII Русская философия