Вопросы и задания. 1. Какие признаки характеризуют практические методы обучения экологии?

1. Какие признаки характеризуют практические методы обучения экологии?

2. Какие виды практических методов применяют преимущественно на уроке, а какие — на экскурсии?

3. Приведите примеры практических методов, используемых на иллюстративном и поисковом уровнях.

4. Какое значение имеют практические методы для развития личности ученика?

5. Чем характеризуются лабораторные работы по экологии?


6.5. Выбор методов при обучении экологии

Зависимость выбора метода обучения от содержания учебного материала. При подготовке к уроку, к проведению экскурсии перед каждым учителем стоит важная проблема — выбор наиболее эффективных методов для изучения конкретного учебного материала. Ведущее значение для выбора методов обучения имеют характер содержания изучаемого материала, учет предполагаемого уровня уже усвоенных учащимися знаний. Кроме этого, при выборе методов обучения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, обеспеченность кабинета экологии тем или иным учебным оборудованием.

Напомним, что в содержание школьного курса экологии входят понятия о средах жизни и экологических факторах, о водной, почвенной, наземно-воздушной среде жизни и их особенностях. Особенности содержания этих понятий определяют необходимость применения в первую очередь наглядных и практических, а затем уже словесных методов обучения.

Практические методы применяются при изучении и оценке экологического и санитарно-гигиенического состояния помещений, при анализе проб почвы, водопроводной и дождевой воды, снега, льда.

Для осознанного и системного усвоения экологических понятий целесообразно организовать работу учащихся по составлению схем, сводных таблиц, позволяющих классифицировать и систематизировать понятия об экологических факторах.

Группа аутэкологических понятий в содержании курса экологии представлена понятиями об адаптациях организмов к жизни в разных средах, о живом организме как особой среде обитания, о жизненных формах и средообразующей роли живых организмов, о приспособленности организмов (анатомо-морфологической, физиологической, поведенческой и др.). Эти понятия предполагают преимущественное применение наглядных и практических методов обучения. Здесь целесообразны демонстрации натуральных объектов, отражающих черты адаптаций к условиям среды, и представителей различных экологических групп.

Напомним, что популяционно-экологические понятия в содержании курса экологии представлены такими понятиями, как «популяция», «структура популяции», а также понятиями о численности, плотности, возрастной, половой и пространственной структуре популяции.

Здесь уместно широкое применение наглядных методов обучения, содействующих раскрытию этих понятий. Целесообразным может быть демонстрация таблиц и схем, раскрывающих динамические характеристики популяций, показ кино- и видеоматериалов, отражающих структуру популяции и типы внутрипопуляционных взаимоотношений.

При изучении содержания, где основные понятия — биогеоценотические («экологическая система», «структура экосистемы», «потоки энергии», «круговорот вещества и информации», «разнообразие экосистем»), сочетают все группы методов: словесные, наглядные, практические.

Выбор словесных методов обучения осуществляется при характеристике компонентов биогеоценоза. Рассказ или лекция используются в ходе ознакомления учащихся с историей создания учения о биогеоценозе (В.Н.Сукачев) или учения о биосфере и ноосфере (В.И.Вернадский).

Практические методы обучения в целях формирование у учащихся биогеоценотических понятий применяются в основном на экскурсиях в природу. При этом особое значение придается изучению структуры биогеоценоза (на примере конкретного вида биогеоценоза), определению его типа и вида (например, тип биогеоценоза — лесной, вид — ельник-беломошник). В связи с этим организуется практическая работа учащихся по определению ведущих видов растений, частоты их встречаемости в растительном сообществе.

Практические методы обучения целесообразны и при изучении искусственных биогеоценозов (парк, поле, сад), в том числе города как особой экосистемы.

В ходе наблюдений на экскурсии устанавливаются типы взаимоотношений между видами, при этом раскрывается содержание понятий «конкуренция», «паразитизм», «симбиоз» и других понятий, отражающих смысл биотических отношений в биогеоценозе.

При изучении учебного материала о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе, о смене биогеоценозов (первичных и вторичных сукцессиях) требуется применение наглядных методов (демонстрации кинофильмов, видеофильмов, мультимедийных средств, схем).

Раскрытие содержания понятий глобальной экологии вызывает необходимость выбора преимущественно словесных методов обучения.

В ходе лекций изучается феномен В. И. Вернадского в мировой науке и культуре, раскрываются понятия о структуре биосферы, границах биосферы, функции живого вещества. На лекциях могут быть также рассмотрены экологические кризисы как этапы эволюции биосферы. Вместе с этим учебный материал об основных типах биогеохимических циклов для своего изучения должен сопровождаться наглядными методами (демонстрации фильмов, мультимедийных средств, схем, таблиц, рисунков).

Социально-экологические понятия — понятия об антропогенном изменении природных компонентов биосферы, антропогенных воздействиях на гидросферу, литосферу и биоту — раскрываются на уроке словесными методами, в основном с помощью беседы и лекции.

Поиск учебной информации, отражающей сущность взаимодействия общества и природы на этапах их становления и развития, на современном этапе, организуется и осуществляется учащимися как самостоятельная работа с научной и учебной литературой. Результаты этой учебно-исследовательской работы можно оформить как сообщение, доклад или мультимедийную презентацию.

Группа методологических знаний (о полевых и лабораторных методах экологических исследований, об экологическом контроле, о методах сбора, обработки и учета информации, моделировании экологических ситуаций и их прогнозировании) невозможна без применения практических методов поискового и исследовательского характера.

Алгоритм выбора методов обучения. В каждом конкретном случае при подготовке и проведении урока учителю приходится сталкиваться с проблемами разного характера, и реальный процесс обучения может отклоняться от заранее запланированного. Однако при выборе методов, помимо особенностей содержания понятий урока, учета возрастных особенностей учащихся и обеспечения кабинета экологии необходимыми средствами обучения, следует иметь в виду еще ряд условий. При выборе методов обучения на уроке (или в других формах обучения) учителю нужно продумать следующие вопросы:

1) решить, будет ли новый материал изучаться самостоятельно учащимися или под руководством учителя (степень самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся);

2) определить соотношение иллюстративных, поисковых и исследовательских методов;

3) обосновать способ изучения содержания урока — дедуктивный или индуктивный. В случае сочетания этих способов выявить их соотношение;

4) определить целесообразность сочетания и необходимость смены методов обучения на каждом этапе урока;

5) выявить «точки» смены методов обучения.

Эффективность выбора методов определяется многими факторами, но один из самых важных — методическая грамотность учителя. Мастерство учителя проявляется в умении выбирать эффективные методы обучения, сочетать их, развивать и совершенствовать в учебно-воспитательном процессе по экологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: