12.1. Экологическое воспитание учащихся: сущность и принципы
Экологическое воспитание в школе. Только в процессе воспитания достижима главная цель образования — формирование личности с развитой культурой труда, творчества, общения, здоровья, интеллекта, чувств и эмоций.
Воспитание в экологическом образовании носит социально детерминированный характер, что означает соответствие подготовки подрастающего поколения к жизни, потребностям современного общества и отражает взаимоотношения людей, тенденции общественного развития, национальные и религиозные особенности этноса. Показательный урок следует извлечь из результата нарушения преемственности культурных и этнических традиций нашего народа после октября 1917 г., когда были попраны нормы морали, регулировавшиеся религиозными уставами. (Религиозные традиции регламентировали природопользование, выполняя природосберегающую функцию: посевная, сенокос, сбор урожая сопровождались народными обрядами, которым неукоснительно следовали многие поколения). Как следствие разрыва этой преемственности — ориентированность населения на материальное потребление, сопровождавшееся потерей духовных интересов. Как результат — разрыв между культурой и образованием, приводящий к социальным, экономическим, экологическим потрясениям.
В начале XXI в. в российском обществе произошло осознание того, что многие кризисные проблемы можно решить, воспитав социализированного, культурного человека. Воспитание должно стать средством возрождения национальной культуры, предотвращения социальной деградации, способствовать переходу от общества потребления к обществу созидания, помогать изменению социального характера людей в направлении самоорганизации и личной ответственности, быть гарантом гражданского мира, восстановления нравственности, социальной защиты и охраны детства, показывать путь становления открытого демократического общества.
В 1996 г. был принят закон Российской Федерации «Об образовании», в котором отмечается важность решения воспитательных целей образования и подчеркивается, что воспитание — составная и неотъемлемая часть образовательного процесса. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000) отмечается, что система образования призвана обеспечить не только историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, но и воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов.
Экологическое образование обладает огромным воспитательным потенциалом, что обусловлено важным значением экологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека.
Цели экологического воспитания состоят в следующем:
— сформировать у учащихся ценностное отношение к природе;
— содействовать развитию у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;
— развивать у учащихся чувство ответственности за сохранение природы;
— выработать научное глобально ориентированное мировоззрение.
Конечная цель экологического образования — формирование экологической культуры. При этом экологическое образование выступает как основа дальнейшего благополучного существования общества и личности, как элемент воспитания каждого гражданина.
Личность ученика как субъект экологического воспитания. Личность человека — целостная система. Она включает в себя когнитивную сферу — знания, умения, способности; эмоциональную сферу — чувства, мотивы, удовлетворенность; волевую сферу — направленность деятельности, способы поведения.
Для достижения целей воспитания нужно задействовать все сферы личности школьника в их взаимосвязи, так как только в этом случае возможно эффективное формирование ценностных ориентаций личности — социально значимых взглядов, ценностных отношений и убеждений.
В экологическом образовании воспитание играет определяющую роль в развитии личности при условии, если оно оказывает положительное влияние на всю совокупность чувств и действий человека, опирается на природные склонности, влечения учащихся и учитывает влияние внешней среды.
И.Д.Зверев, разработавший Концепцию экологического образования школьников, считал, что у учащихся должны быть сформированы убеждения в необходимости бережного отношения к окружающей среде и готовность действовать в этом направлении.
Активная позиция личности ученика в достижении целей экологического воспитания и самовоспитания — необходимое условие эффективности этого процесса. С психологической точки зрения, главная причина активности человека — те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем воспитания, которые он переживает в разных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. Для достижения целей воспитания необходимо создавать педагогические ситуации для возбуждения у школьников подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в разнообразных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий формируются потребности, мотивы и установки как стимулы активной деятельности личности. Только развивая мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), можно стимулировать активность личности и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
Принципы экологического воспитания в школе. На современном этапе воспитание в процессе экологического образования базируется на соблюдении требований ряда педагогических и методических принципов.
В основе экологического воспитания в общеобразовательной школе лежат следующие принципы:
— социальная направленность, что предполагает социальную адаптацию школьников в процессе воспитания, направленность целей воспитания на формирование социально значимых взглядов школьников и развитие ценностных отношений к Родине, природе, семье, здоровью;
— личностная ориентация, предусматривающая направленность воспитания на качественные изменения личности ученика с учетом его субъективного опыта, его ценностных ориентаций, способностей, склонностей, интересов;
— рефлексия, предполагающая создание в процессе воспитания условий для самовоспитания личности, самоанализа, самооценки;
— многофункциональность природы, проявляющаяся в использовании в образовательном процессе природы как образовательной среды и как средства воспитания школьника;
— последовательность, заключающаяся в особенностях выбора учебного, ценного в воспитательном смысле содержания, применения методов, форм и средств обучения, соответствующих возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Экологическое воспитание школьников имеет важное мировоззренческое значение. Оно вносит существенный вклад в формирование у школьников научного мировоззрения — системы взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к окружающей действительности. В настоящее время усилена направленность экологического образования на формирование у школьников таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, коммуникативность, толерантность.
Процесс взаимодействия школьников с природой, с экологической наукой и экологическим образованием, с теми культурными ценностями, которые в них заключены, содействует созданию учащимися новых ценностей экологического характера, обусловливает развитие у них творческих потребностей, способностей находить оптимальные варианты решения в сложных жизненных ситуациях.
Экологическое воспитание играет определяющую роль в развитии личности ученика, оказывая положительное влияние на всю совокупность чувств и переживаний человека. Оно опирается на природные склонности и влечения ребенка, учитывает влияние природной среды.
В процессе экологического воспитания реализуется социальная программа развития человека, формируются его личностные качества. Воспитание способствует развитию духовных сил, способностей и умений школьника, позволяющих ему преодолевать жизненные препятствия; формирует характер и моральную ответственность в условиях необходимости адаптации к социальной и природной среде.