Экологическое образование младших школьников

В настоящее время экологическое образование школьников стано­вится приоритетным направлением в педагогической теории и прак­тике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей пла­нете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существования самой жиз­ни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю па­губность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

По мнению ученых, «экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружа­ющей среды, а специальная система экологического образования»1. Важным принципом этой системы является непрерывность экологи­ческого образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: дет­ский сад — школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послеву-зовское образование. В системе непрерывного экологического обра­зования большое значение имеет второе звено — школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко от­кликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопережи­вают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного фор­мирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убе­дительно доказали, что возрастные особенности младших школьни­ков способствуют формированию основ экологической культуры, что


и является целью экологического образования. Что же такое экологи­ческое образование? Каковы его цели и задачи? Каким образом соче­таются экологическое образование и экологическая культура?

Под экологическим образованием понимают непрерывный про­цесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценност­ных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответ­ственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование эколо­гической культуры, в основе которой лежит ответственное отноше­ние к окружающей среде.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и разви­тием самой природы. «Человек, овладевший экологической культу­рой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рациональ­ного природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему не­обходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценно­стные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных ус­ловий природной среды»1. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладыва­ются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой-Симоновой. Она определяет экологическую культуру как качество личности, компонентами которой являются2:

— интерес к природе и проблемам ее охраны;

— знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

— нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

— экологически грамотная деятельность по отношению к природ­ной среде;

— мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества лич­ности включает:

— формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;


1 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.— Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


1 Экологическое образование школьников. — М: Педагогика, 1983. — С. 8.

2 Симонова Л. П. Ключи от природы. - М.: АГПР МПК, 1988. - С. 4-5.


6*

 

 


— формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

— воспитание ценностных ориентации экологического характера;

— формирование мотивов, потребностей, привычек целесообраз­ного поведения и деятельности, способности научных и нравствен­ных суждений по экологическим вопросам;

— участие в активной практической деятельности по охране ок­ружающей среды.

Формирование экологически грамотного отношения к окружаю­щей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

В современные программы включено значительное число поня­тий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При этом роль человека по отношению к природе определяется не как хозяина и повелителя, а как равноправного участника. Обнов­ление и расширение экологического содержания в программах сде­лало необходимым пересмотр методики работы.

Как правило, в работе по экологическому обучению и воспита­нию младших школьников использовались такие формы и мето­ды, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках — беседы, решение экологических задач, анализ экологичес­ких ситуаций, игры; а во внеклассной работе — утренники, праз­дники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта рабо­ты, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время ме­тодика экологического образования и воспитания значительно обо­гатилась новыми приемами, методами, формами работы. Рассмот­рим их.

Экскурсии в природу — классическая форма изучения окружаю­щей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-позна­вательного значения, формирование грамотного поведения в при­родной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях — наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять свя­зи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. В настоящее время все авторы про­грамм по природоведению, естествознанию указывают, что на лю­бой экскурсии в природу, наряду с другими целями, решаются за­дачи экологического характера. Так, на сезонных экскурсиях дети не только наблюдают за изменениями в жизни растений и живот­ных в данное время года, но и выявляют причины этих изменений.


Например, высота Солнца над горизонтом, а отсюда — изменение продолжительности дня, температуры, видов осадков, состояние водоемов, почв и, как следствие, изменение в жизни растений и животных. На этом примере показана целая цепочка связей: нежи­вая природа — растения — животные, которую устанавливают сами ученики. При этом важно уточнить особенности состояния расте­ний и животных в данное время года. Например, листопад (осень, подготовка к зиме), состояние покоя (зима) и т. д. А отсюда и осо­бенности поведения человека в природе в этот сезон. Наблюдая следы такой «деятельности» человека в природе, как обломанные ветки, мусор в парке, водоеме, вытоптанный газон и т. д., дети сами приходят к выводу о том, как следует себя вести в природе. Очень важным фактором, который помогает сделать правильный вывод о правилах поведения, является любование красотой окружающей природы. Этот процесс вызывает у детей удивление, радость, вос­хищение природой и негодование по поводу безответственного от­ношения к ней.

Дома, в классе ребенок по своим воспоминаниям нарисует те пред­меты, которые произвели на него сильное впечатление, или сочи­нит о них маленький рассказ и напишет его или расскажет об уви­денном. В результате типичные для школьной практики запреты типа «не рви», «не мни», «не ломай» уже не нужны, ученик сам осознал и сделал вывод, как надо вести себя в природе, как к ней относиться и заботиться о ней.

В настоящее время в методических пособиях для учителей1, на страницах журнала «Начальная школа» появились рекомендации о проведении экскурсий, содержание которых полностью подчинено решению экологических задач. Так, в III классе (I—IV) А. А. Плеша-ков рекомендует провести экскурсию на тему «изменения в приро­де под влиянием человека». Наблюдения детей на такой экскурсии направлены на выявление признаков объектов природы и их состо­яния как результата деятельности человека, т. е. на экскурсиях про­водится обследование природной среды и выявление уровня воз­действия на него человека, после чего делается вывод.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «эко­логическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер

1 Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней началь­ной школы. - М.: Новая школа, 1994. - С. 31.


деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тро­па создается силами старшеклассников. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы.

На тропе источниками познавательной информации являются сами предметы природы. Это растения, грибы, животные, почвы, формы поверхности и другие объекты живой и неживой природы. Задача учителя продумать последовательность их изучения, план наблюдений, объем информации. Часть информации школьники «считывают», наблюдая объект с помощью плана, разработанного учителем. Часть информации они получают, слушая рассказ учите­ля или экскурсовода-старшеклассника, а затем устанавливают связи между объектами природы и приходят к выводу о том, что все в природе взаимосвязано и эти связи нарушать нельзя.

Работа на «экологической тропе» имеет не только информатив­ный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке ра­стений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатыва­ют и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и про­водить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в приро­де; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, про­гнозировать последствия деятельности человека, оценивать резуль­таты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важ­ность грамотного взаимодействия с ней.

Полевые практикумы как форма экологического образования так­же недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — за­крепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния.

Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологи­ческого образования. Другим важным условием этого является си­стематическая работа по экологическому образованию на уроках и во внеклассной работе. Современные программы по изучению при­родоведения, естествознания, окружающего мира разработаны с уче­том экологического принципа. Следовательно, при изучении любой темы, любого вопроса курса в его содержание органично включает­ся материал экологического характера. Кроме этого, в программах


предусматривается проведение уроков, посвященных охране объек­тов природы. Например, «Охрана водоемов». «Охрана почв» и т. д.

Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьни­ков на уроке и во внеклассной работе. Традиционно в практике ра­боты учителя начальных классов применяются такие методы и формы обучения, как беседы, дидактические и ролевые игры, прак­тические работы, а во внеклассной работе — утренники, праздни­ки, КВН, викторины на экологические темы.

Беседы экологического содержания имеют целью актуализиро­вать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы инфор­мации о негативной и позитивной деятельности человека в приро­де способствует формированию у детей умения оценивать эту дея­тельность и прогнозировать ее последствия.

Практические работы на уроках включают решение экологичес­ких задач, разбор экологических ситуаций, моделирование эколо­гических связей. Изучение экологических связей в природе явля­ется необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. Без понимания трудно предвидеть последствия вмешательства человека в природные процессы. Поэтому на уро­ках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей. Схемы могут быть различными: в рамках даны изоб­ражения объектов природы, с помощью стрелок ученик показыва­ет связи между ними; на доске прикреплены таблички, на которых написаны названия объектов природы, например трофическая цепь:

|аист|. Дети показывают стрелками связи

| комары |<-| лягушки |

между живыми объектами. Записи слов, рисунки схем делаются

на доске — дети соединяют нужные объекты стрелками.

Решение экологических задач и анализ экологических ситуаций также направлены на выявление экологических связей. Однако, кро­ме этого, их использование позволяет формировать оценочные суждения, обосновывать, доказывать их правильность. Для этого необходимо привлекать имеющиеся знания, используя их в новых ситуациях. Например, ученикам предлагается выбрать правильный тестовый ответ и обосновать свой выбор в таком вопросе: «Ребята собрались идти в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?»

а) пойду, но буду собирать очень бережно;

б) расспрошу об этом учительницу, а потом уже решу, как быть;

в) не пойду.

Игровая деятельность широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе. «Экологические игры рассматриваются как


форма экологического образования, основанная на развертывании игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уро­вень мотивации, интереса и эмоциональной включенности»1.

Детские игры — отражение жизни. Воображаемые условия, име­ющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются мо­ральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребен­ка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Игры, используемые для решения задач экологического образо­вания, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные2.

Дидактические игры — это игры с правилами. Их главное свой­ство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи вы­ступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднаме­ренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, само­оценка. К дидактическим играм экологического содержания отно­сят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудес­ный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; игры-загадки, например по «портрету» на карточ­ке найди растение в гербарии. А если игра проводится в природе, то — в лесу на поляне и т. д. Можно рекомендовать придумать за­гадку к объекту, который понравился ученику.

Ролевые игры, экологического содержания основаны на моделиро­вании социального содержания экологической деятельности. На­пример, игра «Что произойдет?» или «Экологическая экспертиза»: решили построить бензозаправку с мойкой между шоссе и речкой, протекающей недалеко от шоссе. Разворачивается дискуссия между группами «экологов», «инженеров», «социологов», «автомобили­стов», «медиков». Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умения ве­сти дискуссию, использовать свои знания.

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологиче­ской деятельности. Например, игра «Кто где живет?» раскрывает


зависимость распространения животных от условий среды оби­тания.

Игры-соревнования экологического содержания основаны на сти­мулировании активности участников в приобретении и демонстра­ции экологических знаний и умений. К этому типу относятся кон­курсы: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т. д. Они широко используются в практике работы школ.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И. В. Цветкова подчеркивает, что «...метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизиру-ющих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию вли­яний окружающей среды на ребенка»1. Метод проектов включает этапы — выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разра­ботку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и длительными. Например, проект «Доб­рая зима»2. Его цель — проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. Итог проекта, о котором должны сказать дети,— сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их. Метод проектов использу­ется на уроке и во внеурочное время.

К внеурочным формам экологического образования относят празд­ники — совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Они могут проводиться в соответствии с традициями школы, с по­желаниями учащихся или родителей, приурочены к какой-либо дате. Поэтому тематика их разнообразна, например «День леса», «Празд­ник цветов», «В гости к весне». Так, «День птиц» традиционно про­водится в школах во время весенних каникул. Подготовка к нему начинается задолго до срока проведения и включает: разработку сценария, выбор жюри, организацию выставки детских рисунков и фотографий, конкурс стенгазет «Птицы — наши друзья» (оценива­ется достоверность и актуальность материалов, эстетика оформле­ния); проведение викторины «Что ты знаешь о птицах?» (ответы оформляются в виде красочных альбомов); подборка книг о птицах, демонстрация коллекции марок и др. В день праздника все экспо­наты подготовленного материала выставляются и экскурсоводы-школьники рассказывают о них. Во время праздника проводится


1 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.— Ростов-на-Дону:

Феникс, 1996. - С. 382.

2 Характеристика видов игр рассматривается по С. Д. Дерябо, В. А. Левину.


1 Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.— Ярославль: Ака­демия развития, 1997. — С. 72—73.

2 Там же. - С. 16.


«лекторий». В нем с краткими интересными сообщениями высту­пают приглашенные специалисты. Кульминацией праздника явля­ется проведение КВН.

Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и ок­ружающим людям длительный и многоплановый. Что же может служить критерием оценки такого отношения? Это осознанно пра­вильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объек­ты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Кроме того, ученик должен рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах по­ведения в природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности — игре, рисунке и другой практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: