Воспитание культуры личной безопасности

Воспитание культуры личной безопасности предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная, правовая, эстетическая, экологическая, интерсоциальная, политехническая и физическая готовности. Поскольку моральные нормы влияют на все стороны общественной и личной жизни людей, необходимо заострить внимание на нравственном воспитании как основополагающем факторе становления личности вообще и воспитания личности безопасного типа, в частности. Однако в процессе воспитания роль системообразующего фактора играет мировоззренческая подготовка. В связи с этим, прежде всего, необходимо определить, в чем проявляется мировоззренческая готовность к безопасности. Формирование мировоззрения личности является исходным пунктом процесса воспитания готовности человека к безопасному или виктимному поведению. Специалисты в области криминалистики и психологии условно выдели две группы личностей:

1) виктимные личности (склонные быть жертвами, не способные обеспечить свою безопасность);

2) безопасные личности (способные использовать возможности безопасного поведения в различных условиях).

Виктимная личность воспринимает мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей. Она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Такая личность уверена, что в жизни от человека мало что зависит; злой рок, несчастная судьба непременно приведут к жизненной катастрофе. Убежденная, что от беды не уйти, виктимная личность приближает трагическую развязку, допуская опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам и т.д. Мировоззрение виктимной личности выражено в поговорках “чему быть, того не миновать”, “от волка ушел, на медведя набрел” и т. д.

Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть предпосылки для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом законов безопасного поведения. При этом человек не абсолютизирует свои возможности, понимает, что не исключены ситуации, когда его теоретическая и практическая подготовка не смогут обеспечить полную безопасность. Ущерб, потери при не зависящих от человека обстоятельствах расцениваются и воспринимаются как неизбежное зло, с которым надо мириться в момент его возникновения. В то же время негативные события, проявившиеся разрушительные тенденции оцениваются как стимул для самосовершенствования, осмысления источников опасностей, путей их предупреждения и более успешного преодоления в последующей жизни. Мировоззрение такого человека сконцентрировано в таких русских поговорках, как “Бояться несчастья – и счастья не видать”, “Всяк сам себе и друг, и недруг”, “Сам заварил кашу – сам и расхлебывает” и т.д. (А.М. Якупов).

Психологами установлено, что безопасность является коренной потребностью человека. Источники активной жизнедеятельности - базовые потребности - представлены на рисунке 1. Они размещены в иерархическом порядке: потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших уровней.

Отметим, прежде всего, что потребность разумного человека в безопасности следует непосредственно за физиологическими потребностями, свойственными всем живым организмам. С позиций анализа проблемы безопасности можно также заметить, что удовлетворение каждой следующей потребности позволяет ещё и лучше удовлетворять предыдущие. Так, потребность в социальных связях – в объединении – возникает не только после удовлетворения потребности в безопасности от непосредственных угроз, но и вызвана стремлением к повышению уровня этой безопасности. В сообществе человеку безопаснее. Потребность в уважении служит основанием для того, чтобы интересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобразования интересов сообщества в первые личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы. Следующей потребностью является развитие, а оно даёт в руки человека всё более эффективные инструменты обеспечения безопасности. Наконец, духовное развитие личности позволяет формировать в сознании высшие – общественные – ценности, в том числе безопасность сообщества. Получается, что все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности и служат ей. Именно поэтому она является коренной. Кроме того, из изложенного можно сделать важное для последующих выводов заключение: все сферы разумной жизнедеятельности человека, вызванной базовыми потребностями,

Рис. 1. Базовые потребности человека [по В.В.Сапронову].

в конечном итоге имеютцелью обеспечение и повышение уровня его безопасности ( по В.В.Сапронову, Л.М. Власовой, А.М. Якупову).

Любое животное реагирует на угрозу защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий. Анализом причин опасностей он может найти необходимые меры безопасности (предупреждение и защита) и выбрать наиболее эффективный вариант действий.

Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная.

Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Содержание передаваемых накопленных человечеством всеобщих знаний и социального опыта новым поколениям людей немыслимо без передачи знаний, умений и навыков сохранения их жизни и здоровья. Наряду со всеми витальными потребностями (дыхание, утоление жажды и голода, противостояние холоду и перегреву, продолжение рода и т.д.) у всех живых организмов, в том числе у человека, всегда существовала одна из коренных потребностей – потребность в обеспечении своей безопасности и безопасности своих потомков (рис.1). Поэтому человек постоянно решал проблему подготовки подрастающего поколения к безопасной жизни и деятельности, т.е их обучения, научения, приучения и воспитания в области БЖД. Примерно до середины ХХ века в абсолютном большинстве стран образовательные программы не предусматривали специальный предмет, раскрывающий вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В результате технической революции и научно-технического прогресса, человек и человечество настолько изменили среду своего обитания, что она и ее составляющие при определенных условиях стали опасными для самого создателя. На первый взгляд кажется, что существует какой-то парадокс: чем лучшие условия обитания человек создает сам себе, тем опаснее становится эта среда для его же обитания. Но это лишь кажущееся явление, а реально - никакого парадокса нет. Это проявление одного из основных законов диалектики - «единства и борьбы противоположностей».

Таким образом, можно сделать следующий вывод: «созданная человеком среда», обладающая любым видом энергии или их совокупностью, порождает «опасность», а «опасность» должна снижать уровень энергетического потенциала «создаваемой человеком среды». Это и есть основное диалектическое противоречие природы опасности. При этом под словом «среда» подразумевается любые результаты деятельности человека, представляющие собой элементы (элемент) этой среды или их совокупности (подсистемы), или вновь созданные отдельные системы (систему), состоящие из этих подсистем и элементов (или в совокупности с уже существующими) и имеющими собственные вновь образованные структуры.

Импульсом, приводящим к началу разрешения противоречия, может быть как материальная или энергетическая субстанция, так и интеллектуальная (например, приказ командира на разрушение обороны противника).

Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее. Человеку, при создании любых новых систем, необходимо не только знать законы возникновения, развития и свертывания опасности, но уметь и желать всемерно и постоянно использовать свои знания в обеспечении безопасности путем создания систем защиты, т.е. энергетически, вещественно, информационно или векторно-силовым способом, интеллектуально и т.п. уметь противостоять создаваемой им же опасности. Очевидно, что свои опыт и знания в области БЖД человек должен и обязан использовать при проектировании, создании и эксплуатации любых новых систем – будь то предметы быта или производственное оборудование, новые вещества или технологии, в том числе информационные и коммуникационные; конструкции или сооружения, произведения искусства или результаты научных открытий или результаты других видов творчества. То же, в полной мере, касается и при использовании природных ресурсов и природной среды, интеллектуальной собственности или информации. И все это особенно жизненно важно, когда речь идет о воспитании подрастающего поколения.

В рассматриваемом аспекте проблемы безопасности система передачи новому поколению знаний, умений, навыков обеспечения безопасности и воспитания ответственности за свои поступки и деяния (формирование осознанного желания и потребности не допустить опасности), определяется как одна из основных и фундаментальных подсистем всей системы подготовки человека к безопасной жизнедеятельности. В этой связи будет правильным определить проблему подготовки человека к БЖД как комплексную, а точнее, как системную проблему (рис. 2, 3).

*) В данном случае «среда» выступает в роли «социально-педагогической среды», с которой ребенок постоянно взаимодействует - проживает, обучается, воспитывается и т.п.

Рис. 2. Схема взаимодействия учителя, родителей и социально-педагогической среды с ребенком в процессе его подготовки к безопасной жизнедеятельности и формирования у него культуры безопасности (по А.М. Якупову)

Решение такой проблемы, включающей в себя и педагогическую, и психологическую, и социальную, и культурологическую, и морально-нравственную составляющие, должно осуществляться с обязательными учетом и опорой, как на существующие и известные достижения в области теории и практики естественных и гуманитарных наук, так и на инженерию и развивающуюся теорию безопасности. При этом подготовка человека к БЖД не должна быть спонтанной



(т.е. по мере необходимости). Процесс формирования культуры безопасности должен быть систематическим и непрерывным.

В этой связи А.М. Якупов предлагает рассмотреть следующую принципиальную модель подготовки человека к БЖД. Ее базовыми и системообразующими компонентами являются:

- люди – обучающие (преподаватели и организаторы подготовки);

- обучаемые (различные группы и категории населения в зависимости от возраста, вида деятельности и социального статуса);

- образовательный процесс подготовки как обучающихся, так и обучаемых по соответствующему ему содержанию сквозному и непрерывному курсу «Безопасность жизни и деятельности человека»;

- учебно-методическая база, средства обучения, в т.ч. технические;

- образовательные технологии;

- система пропаганды и агитации изучаемого курса и его содержания (в системе обязательны СМИ);

- правовое, научное и финансовое обеспечение.

Курс «БЖД человека» представляется как непрерывный образовательный процесс, охватывающий все население и состоящий из последовательной подготовки детей дошкольного возраста (программа «Элементарные знания и навыки безопасной жизнедеятельности дошкольника» - «ЭБЖД» - нулевая ступень), учащейся молодежи (учебный предмет и программы «ОБЖ» (первая ступень 1-4-е классы, вторая – 5-7, третья – 8-9-е, четвертая – 10-11-е классы и «БЖД» - пятая ступень), работающего населения (программа «БЖДР» - шестая ступень), домохозяек, пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан (программа «БЖДП» - седьмая ступень) (см. рис. 4).

Данный процесс - программируемый и управляемый его организаторами. В качестве алгоритма программы (сценария хода всего процесса) выступают требования существующей реальности к подготовке человека к БЖД, а в качестве самой программы – содержание курса: его общий тематический план и программа, программы предметов вышеназванных ступеней подготовки, определяемые руководителями данной подготовки. Последние являются звеном управления процессом. Организаторы процесса – это его исполняющее звено.

Содержание всего курса и его предметов «ОБЖ» и «БЖД» должно быть интегрированным и построенным на базе всех без исключения науках, которые известны человечеству, так как каждая из них отражает определенную грань окружающего нас мира и только при условии системного и комплексного использования знаний в органическом единстве данных различных наук мы можем с определенной степенью относительности и точности говорить о целостном понимании человеком и человечеством окружающего мира и опасностей в нем. Поэтому одними из основных и фундаментальных элементов системы подготовки человека к безопасной жизнедеятельности, формирования у него культуры безопасности должна явиться совершенно новая концепция курса «БЖД человека» и его составных частей - предметов «ОБЖ» и «БЖД».

В современных условиях модернизации российского образования, на фоне таких обязательных принципов построения процесса образования как систем-

ность, непрерывность, систематичность, научность, практичность (прикладное назначение), универсальность и др., особую роль в определении содержания кур-

са «БЖДЧ» должен сыграть хорошо известный и часто применяемый в образовательных технологиях принцип межпредметных связей. Речь идет о внесении соответствующих дополнений в существующие программы предметов, изучаемых в образовательных учреждениях всех уровней, в виде составляющих прагматичного толка - их прикладных разделов. Содержание курса «БЖД» не может представлять собой только обыкновенный и простой набор или перечень определенных и жизненно необходимых правил и т.п. По мнению А.М. Якупова, содержание необходимо строить по совершенно новым принципам, которые и должна разработать и установить новая, но уже заявившая о себе во весь голос, наука «Безопасность жизнедеятельности». Без научно обоснованного и системного подхода к решению этой проблемы подготовку человека к безопасной жизни и деятельности, а значит и формирования культуры безопасности у него и общества в целом не решить.

В системе непрерывной подготовки подрастающего поколения к БЖД необходимо выделить несколько этапов, которые согласуются с возрастными периодами развития детей и подростков. И это закономерно, так как дети в разных возрастных периодах по-разному ощущают и воспринимают окружающий их мир, понимают его и выстраивают свое индивидуальное отношение к нему. Поэтому предлагается «ОБЖ» разделить на четыре ступени.

Сегодня, пожалуй, нет таких сложных и до конца еще не освоенных предметов в отечественной системе образования, какими являются относительно новые и достаточно молодые предметы «ОБЖ» и «БЖД». Их освоение касается не только учащихся и студентов. Полный объем знаний курса «БЖД человека» необходимо освоить, в первую очередь, учителям и преподавателям, а также руководителями образовательных учреждений, и, конечно же, руководителям и представителям органов управления образованием. Если первым знание предметов «ОБЖ» и «БЖД» необходимо для организации процесса образования в рассматриваемой нами области БЖД непосредственно в стенах учебного заведения, то последним - для принятия соответствующих решений по организации учебного процесса в целом по курсу «БЖД человека» во всей системе образования страны, в ее субъектах федерации и их административных образованиях. Это необходимо им, прежде всего, для обеспечения безопасности образовательных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: