Формирование культуры безопасности

В современных исследованиях культуру и механизм ее функционирования ученые рассматривают через призму следующего категориального ряда: общее, особенное, отдельное, единичное, где каждый элемент соответствует основным уровням анализа. На первом уровне анализа культура рассматривается учеными как диалектическое единство материальной и духовной культуры; на втором – как проявление профессиональной культуры отдельных групп людей, являющихся представителями каких-либо профессий; на третьем – как проявление профессионально-педагогической культуры лиц, занимающихся педагогической деятельностью на профессиональном уровне; на четвертом – как проявление определенного вида профессионально-педагогической культуры.

Поскольку в современной научной литературе такое понятие, как культура рассмотрено достаточно полно, мы не будем останавливаться на данном аспекте проблемы, а отметим лишь те определения, которые в наибольшей степени способствуют выходу на интересующую нас категорию «культура безопасности».

В словаре русского языка С.И.Ожегова, а также в малом толковом словаре русского языка понятие «культура» рассматривается с нескольких позиций:1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом; 2) сфера человеческой деятельности, связанная с искусством, литературой, просветительной работой и т.п. (деятели науки и культуры); 3) высокий уровень развития чего-нибудь, высокое развитие, умение степень соответствия образцам (культура производства, физическая культура, культура речи); 4) просвещенность, образованность, воспитанность).

Для наибольшей четкости формулировок мы остановились на философской трактовке понятия «культура» – «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни» (Философский энциклопедический словарь, 1989г.).

Используя системно-структурный метод и системный подход к определению понятия культуры, А.М. Якупов дает следующее определение: «Культура - это совокупность системных взаимоотношений человека, социальных групп и общества в целом, как с окружающим миром, так и между собой и самими с собой (внутри себя), состояний и результатов этих взаимоотношений, направленных на постоянное и непрерывное совершенствование своего бытия, т.е. достижение максимально полного и качественного удовлетворения жизненно необходимых (витальных) и духовных потребностей во времени и пространстве в условиях непрерывно изменяющейся среды обитания, в том числе в результате деятельности самого человека, социальных групп и общества, сопряженных с повышением уровней безопасности своей жизнедеятельности и своего гармоничного развития». По мнению ученого, уровень культуры - это оценка результатов данных отношений, выраженных оценкой уровня достижений человека, социальной группы (или групп) и (или) общества в результате их жизнедеятельности.

С точки зрения деятельного понимания культуры, человек не только создаёт культуру, но и сам оказывается её результатом и действительным содержанием. В широком плане культура включает в себя созданные человеком (творческим трудом) как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности. В качестве исходного он использует природные объекты, сырьё и материалы, энергию и информацию.

На основании выявленных культурологией свойств культуры В.Мошкин сформулировал основные характеристики культуры безопасности. По его утверждению культура представляет собой «…определенный уровень развития творческих сил и способностей человека. Следовательно, культура безопасности – определенный уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) ему лично, ущерба другим людям и обществу в целом».

Ядро культуры составляют следующие общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения (по В.Мошкину):

- витальные (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, сытость, комфорт);

- социальные (склонность к риску, личная независимость, жизненный успех);

- политические (свобода, законность);

- моральные (благо, справедливость, взаимопомощь);

- религиозные (божественный закон, спасение, благодать);

- эстетические (идеал, гармония, совершенство – безопасный человек ближе к идеалу, гармонии, совершенству, чем виктимный человек).

Культура безопасности – составная и неотъемлемая составляющая часть культуры. К такому мнению пришло абсолютное число ученых и специалистов в области безопасности жизни и деятельности человека, общества, государства и всего человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: