Вопросы и задания. 1. Американский психолог Дж

1. Американский психолог Дж. Брунер пишет: «Один из наи­менее обсуждавшихся способов побудить ученика к преодолению трудностей учебного материала - это бросить ему вызов испы­тать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хоро­ший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит. Испытав подобное чувство в классе, многие ученики, весьма вероятно, перенесут это состояние и на свою самостоятельную работу».

а) попробуйте доказать, что предложенный Дж. Брунером спо­соб работы с ребенком имеет прямое отношение к развитию способностей школьника;

б) испытывали ли вы когда-нибудь «чувство полного погло­щения» какой-либо деятельностью? Если нет, то хотели бы ис­пытать это чувство и что, по-вашему, этому мешает (этот воп­рос для обсуждения с самим собой, а не в аудитории)?

2. Проинтерпретируйте слова М.М. Пришвина, который пи­сал, что «талант к чему-нибудь есть общее свойство почти всех людей, а поведение в отношении таланта есть именно личное дело и что не талантом один человек отличается от другого, а поведе­нием»?

3. Как вы понимаете взаимосвязь между способностями че­ловека и выбираемой им профессией?

4. Попробуйте объяснить в контексте проблемы способнос­тей смысл высказывания Г. Лихтенберга: «В слове „ученый" иног­да заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился». Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Все психические процессы, о которых говорилось выше, существуют не сами по себе, они принадлежат личности. Каждый в своем реальном развитии зависит от личности в целом. У различных людей мы находим различные типы восприятия и наблюдения, памяти, мышления, вообра­жения, внимания и пр.

Индивидуальные различия проявляются и в содержа­нии того, что воспринимается, о чем думается, что вооб­ражается или запоминается. Вспомните, например, об из­бирательном характере запоминания и забывания.

Психические процессы не имеют самостоятельной ли­нии развития, их развитие оказывается зависимым от об­щего развития личности: от ее желаний, интересов, склон­ностей, способностей, характера и др.

Постепенно психические процессы у человека превра­щаются в сознательно регулируемые действия или опера­ции. Так, непроизвольное запечатление сменяется созна­тельным запоминанием. Восприятие сознательно регули­рует процесс наблюдения.

Психические свойства личности не даны человеку из­начально. В ходе жизни и развития человека психические процессы превращаются в психические свойства, черты личности, например в направленность личности, способ­ности...

Таким образом, вся психология человека является пси­хологией личности. Развитые психические процессы со­ставляют психическое содержание жизни личности, явля­ются основой ее внутреннего мира.

Личность человека формируется и проявляется в процес­се собственной активности. Жить - это значит действовать.

Поэтому раздел «Личность и деятельность» мы начнем с рассмотрения второго предъявленного в нем понятия -деятельности. Тема 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: