представляет собой имущества (patrimonium). Государство — это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме него самого»;
3) постоянные армии должны быть постепенно распу
щены: «Будучи постоянно готовыми к войне, они непрес
танно угрожают ею другим государствам. Они побуждают
их к стремлению превзойти друг друга в количестве воору
женных сил, которое не имеет предела, и поскольку связан
ные с миром военные расходы становятся в конце концов
обременительнее короткой войны, то сами постоянные ар
мии становятся причиной военного нападения с целью из
бавиться от этого бремени»;
4) не должно быть государственных займов, средства
которых использовались бы для ведения войны: «Поиски
средств внутри страны или вне ее не вызывают подозре
ния, если это делается для экономических нужд страны
(улучшения дорог, строительства новых населенных пунк
тов, создания запасов на случай неурожайных лет и т.д.).
но как орудие борьбы держав между собой кредитная сис
тема, при которой долги могут непомерно увеличиваться...
являет собой опасную денежную силу, а именно фонд для
ведения войны»;
5) не должно быть вмешательства одного государства во
внутреннюю политику другого государства: «Вмешатель
ство посторонних держав означает нарушение прав незави
симого народа, борющегося лишь со своей внутренней бо
лезнью»;
6) военные действия не должны в будущем вызывать
недоверие между сторонами: «Например, засылка тайных
убийц, отравителей, нарушение условий капитуляции, под
стрекательство к измене в государстве неприятеля».
Основные условия:
1) договор о вечном мире должны заключать республи
ки, потому что при республиканском строе труднее начать
войну;
2) результатом договора должна стать федерация сво
бодных государств;
3) должно быть обеспечено «всеобщее гостеприимство»
государств (например, культурные обмены и т.д.);
4) тайное условие: правители должны советоваться с
философами: «Нельзя ожидать, чтобы короли философ
ствовали или философы стали королями; да этого и не сле
дует желать, так обладание властью неизбежно повреждает
13.2. Политико-пра вовое учение Г.В.Ф Гегеля_____ 215
свободное суждение разума. Но короли или самодержавные (самоуправляющиеся по законам равенства) народы не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, а должны дать ему возможность выступать публично; это необходимо и тем, и другим для внесения ясности в их деятельность».
* * *
С философией Канта связан ценностный подход к праву. До сих пор актуальным остается его проект установления вечного мира.
Кант оказал влияние на последующую политико-правовую мысль: М.М. Сперанского, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева — в России, Р. Штаммлера, Г. Радбру-ха, Дель Веккио — на Западе. Л.Н. Толстой, по воспоминаниям современников, «зачитывался Кантом», он собрал и издал афоризмы философа.
13.2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ, создатель диалектического учения, в основе которого лежит система взглядов объективного идеализма.
Эпоха. Времена Великой французской революции и наполеоновских войн, в результате которых часть немецких земель отошла Франции. Гегель надеялся, что пора революционных потрясений завершилась раз и навсегда и отныне просвещенные монархи и профессора начнут обустраивать жизнь народов на разумных началах.
Биография. Родился в г. Штуттгарте, в семье чиновника, закончил богословский факультет Тюбингенского университета. Отказался от карьеры пастора и занялся философией. Был домашним учителем. Занимался научным и литературным трудом, был редактором газеты, директором Нюрнбергской гимназии. С 1816 г. — профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина.
Логическое основание политико-правового учения. Объективный идеализм. Допускал существование абсолютной идеи, которая развивается посредством понятий. Отождествлял мышление и бытие, сводя всю действитель-
216 Глава 13. Политико-правовая мысль в Германии...
ность к разуму: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
Основные работы: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики» (1812-1816); «Энциклопедия философских наук» (1817); Философия права» (1821) — «руководство к лекциям по философии права», которые Гегель читал в Берлинском университете.
Содержание политико-правового учения Гегеля. Г.В.Ф. Гегель выступил против господства обывательских представлений о праве и государстве. «Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно. Лишь правильное мышление, т.е. мышление через понятия, дает знание о предмете».
В подтверждение этому он приводит пример: у каждого есть пальцы, каждому можно вложить в них краски и кисти, но не каждый станет художником.
В отличие от Платона, который конструировал идеальные государства, Гегель стремился:
■S «постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе»;
■S «показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано»;
S «не поучать государство, каким ему следует быть».
В отличие от правоведов, изучавших действующее законодательство, которое внутренне противоречиво, Гегель как философ права стремился найти идею права, т.е. «познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права»: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея».
Право проходит в своем развитии три стадии:
1) абстрактное право;
2) мораль;
3) нравственность. *
Под, абстрактным правом Гегель понимал правоспособность личности, которая имеет свободную волю. Абстрактное право может выражаться в различных формах. Гегель различал следующие формы выражения абстрактного права:
1. Собственность — «это инобытие свободной воли во внешних вещах». Следствия такого понимания собственности:
а) собственность может быть только частной, поскольку свободная воля может принадлежать только индивиду;
13.2. Политико-правовое уч е ние Г:В.Ф Гегеля___ 217
б) рабство неправомерно, поскольку собственник может
вкладывать свою волю только в вещи, а не в человека;
в) собственность не может быть равной.
2. Договор — это «собственность в ее опосредованной
форме». Через договор приобретается право собственнос
ти. Гегель выступал за свободу договоров.
3. Нарушение права (неправда, обман, преступление).
Оно возможно в различных сферах:
а) в сфере гражданского права: в случае оспаривания
или нарушения договоров одна из сторон может заявить о
своем праве, которого нет. Это непреднамеренная граждан
ская неправда, когда имеет место ошибочное противопос
тавление одним лицом своего права — праву другого лица.
Это противоречие разрешается в суде;
б) в сфере уголовного права:
• обман — это форма сознательного нарушения права.
Лицо знает, что действует в противоречии с правом, но де
лает вид, как будто его уважает (оплата товаров фальши
выми деньгами). Обман снимается путем наказания;
• преступление — это «право в его нарушении». Отрица
ются право в себе (как таковое) и особенная воля отдельно
го лица. Гегель использует логическую триаду; право —
преступление — наказание (право отрицается преступлени
ем, а преступление отрицается наказанием; через нака
зание восстанавливается нарушенное и лишенное силы
право).
В отличие от своего современника Ансельма Фейербаха, который уподоблял преступника собаке, на которую допустимо замахнуться палкой, Гегель призывал видеть в преступнике не объект карательной власти государства, а:
• полноправного участника судебного процесса;
• человека, со свободой и достоинством которого необ
ходимо считаться.
Ансельм Фейербах (1775-1833) — немецкий ученый, основатель «классической» школы в уголовном праве.
Под моралью Гегель понимал внутреннее самоопределение свободной воли, т.е. намерения, цели, мотивы, — его интересовала субъективная сторона человеческого поведения: «Поскольку человек хочет, чтобы о нем судили по его самоопределению, он в этом отношении свободен, как бы ни сложились внешние определения»; «ценность человека определяется его внутренним побуждением...».
i
218 Глава 13. Политико-правовая м ыс ль в Германии,..
Только с позиций морали можно оправдать правонарушение: «Если, например, жизнь может быть поддержана посредством кражи куска хлеба, то этим, правда, поражается собственность другого человека, но было бы неправомерно рассматривать этот поступок как обычное воровство».
Под нравственностью Гегель понимал осуществление свободной воли в общественных отношениях. Он различал три вида объединения индивидов, в которых формируется нравственность: семья; гражданское общество; государство.
Семья — осуществление свободной воли в семейно-брачных отношениях. Брак — это правовая нравственная любовь, а не контракт и не физическая сторона.
Гражданское общество — это не сумма индивидов, а связь людей через их потребности, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок. Гражданское общество основано на абстрактном праве: за каждым признаются правоспособность, право частной собственности, свобода заключения договоров и др. Все это обеспечивается благодаря позитивному праву.
Позитивное право должно быть общепризнанным, т.е. «знаемо и волимо всеми». Это возможно лишь тогда, когда оно ясно и связно изложено в доступных для каждого законах. И потому Гегель выступал:
• против возвеличивания обычного права, содержание ко
торого часто непонятно, знание его случайно и является
уделом немногих;
• за кодификацию, которая позволяет избежать право
вых недоразумений и помешать тому, чтобы судья играл
роль законодателя.
Знание позитивного права не должно быть привилегией «сословия юристов», оно должно быть делом всех: «...так же, как не надо быть сапожником, чтобы знать, годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать знаниями о предметах, представляющих собой общий интерес». Таким образом, для членов гражданского общества право должно быть не «чуждой» действительностью, а выражением разумной всеобщности.
К недостаткам позитивного права Гегель относил следующие:
1) в праве могут быть элементы случайности, произвола, т.е. то, что утверждается как право, может отличаться от того, что есть право в себе;
_____ 13.2. Политико-правовое учение Г.В.Ф Гегеля_____ 219
2) право характеризуется абстрактностью, но применя
ется к индивидуальным случаям;
3) невозможно объяснить, почему, например, установ
ленная правом сумма штрафа должна быть именно такой, а
не иной. Почему принуждают к уплате штрафа «в пять та
леров или в четыре талера двадцать три гроша»?
Правосудие — важный институт гражданского общества. Недостаточно, чтобы субъективное право индивидуума закреплялось только ясно изложенным и доступным для понимания законом. Индивидуум должен знать, как этот закон применяется в суде, поэтому правосудие должно быть открытым, что способствует росту доверия граждан к праву. Индивидуум также имеет право и обязанность разрешать правовые споры в суде. Это отличает современную правовую систему от феодальной, где тот, кто имел власть, не появлялся перед судом. Кроме того, Гегель был сторонником правовой аксиомы, согласно которой никто не может быть судьей в своем собственном деле.
Гегель высказывался против того, чтобы граждане становились крепостными сословия юристов, а такая угроза существует, поскольку юристы утверждают свою исключительность, оперируя чуждой гражданам терминологией.
Гегель выступал за суд присяжных, так как не требуется особых знаний, чтобы установить, что произошло, каковы мотивы преступления и т.д.
Гражданское общество, по мнению Гегеля, это сфера частных интересов. Оно состоит из сословий. Сословная принадлежность индивидуумов определяется потребностями, трудом и культурой этих индивидуумов. Гегель выделял
три сословия:
1) субстанциональное сословие — это дворяне и кресть
яне, которые составляют основу общества, непосредствен
ная связь с землей делает главное, поэтому роль трудолю
бия и разума вторична;
2) промышленное сословие — фабриканты, торговцы,
ремесленники, это сословие не может рассчитывать на
природу, чтобы достичь в своей деятельности желаемых
результатов. Для этого сословия главное — разум и расчет.
Промышленному сословию не присуща нравственность,
поэтому ее следует поддерживать искусственно. Гегель вы
ступал за создание объединений людей по профессиональ
ному признаку, призванных поддерживать профессиональ
ную честь;
220 Глав а 13. Политико-правовая мысль в Германии...
3) всеобщее сословие — чиновники. Чиновник как особенный индивидуум сознательно работает для всеобщего блага и в этом находит удовлетворение. Для выполнения своей работы чиновник должен быть свободен от производительного труда.
В принадлежности к сословию индивидуум перестает быть только частным лицом — вот нравственный момент.
Еще одним видом нравственного объединения индивидов, вслед за семьей и гражданским обществом, Гегель называл государство.
Государство — это цель сама по себе, «абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства».
Только в государстве человек становится человеком: «Разумное назначение человека — жить в государстве... Индивид лишь постольку истинен и нравственен, поскольку он есть член государства».
В вопросе о происхождении государства Гегель высказывался против договорной теории: «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности».
Гегель рассматривал государство как внутренний организм и как внешний организм.
В первом случае он расчленяет власть на логические моменты.
1. Законодательная власть устанавливает всеобщее. Законодательное собрание имеет двухпалатную структуру. Одна палата — наследственная, состоящая из представителей земельной аристократии. Имущественное обеспечение дворян делает их независимыми от правительства и народа, они не стремятся к получению выгоды, поэтому более всего приспособлены к государственной деятельности. Другая палата — выборная, состоящая из депутатов, которые делегируются промышленными корпорациями. Ее назначение: обеспечить гласность обсуждения государственных дел, отражение изменчивых интересов гражданского общества. Гегель был сторонником сословно-профессио-нального представительства в государстве.
13.2. Политико-правовое учение Г.В.Ф Гегеля
2. Правительственная власть, которая подводит особен
ное и единичное под всеобщее. Представляет собой иерар
хию чиновников: ошибка в одном звене может быть ис
правлена в другом. Правительственной власти присущи
знание и дальновидность, чуждые народу: «Высшие госу
дарственные чиновники имеют по необходимости более
глубокий и широкий взгляд на... потребности государства,
больший навык и привычку в государственном управлении
и могли бы отлично вести дело без народного представи
тельства».
3. Княжеская власть. Монарх (князь) своей подписью
делает закон законом, ставит точки над «i». Суверенитет
принадлежит монарху, а не народу.
Государство как внешний организм. В отличие от Канта Гегель выступал против идеи вечного мира. Он считал, что:
S путем войн решаются споры между государствами;
■S если бы не было войн, то человечество было бы болотом;
•/ человеческая история движется в борьбе противоположностей, поэтому войны неизбежны;
S во время войн люди понимают, что они — для государства, а.не государство для них;
■S удачные войны «не давали развиться внутренним смутам и укрепляли государственную власть».
Почему Гегель относился к войне иначе, нежели Кант? Гегель писал во время и после наполеоновских войн, потрясших европейские народы, и потому для него национальные проблемы заслонили собой космополитические представления Канта о вечном мире.
Гегель рассматривал государство с точки зрения всемирной истории.
Всемирная история — это эволюция духа к свободе. Гегель различает следующие исторические периоды:
• восточный мир;
• греческий мир;
• римский мир;
• германский мир.
Он писал: «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Этим различным периодам в развитии свободы соответствуют типичные формы государственного правления:
• деспотизм;
• демократия;