Небогатая комната с отдельными антикварными предметами: горка, кресло, мраморные статуэтки. Столетний попугай Клавдий в клетке клюет орешки. В кресле сидит его хозяйка Аграфена, около 35 лет, и посматривает на включенный телевизор.
А г р а ф е н а. (задумчиво) Вот ведь жизнь-то какая хитрая получается.
К л а в д и й. Что же тебе в ней непонятно, Аграфена?
А г р а ф е н а. Да ничего не понятно. Вот кабы... (замолкает)
К л а в д и й. Если бы да кабы да во рту росли грибы.
А г р а ф е н а. Вот ты, Клавдий, мудрая птица... (замолкает)
К л а в д и й. Станешь тут мудрым, когда на вторую сотню лет потянет.
А г р а ф е н а. Ой, страсть!
К л а в д и й. То-то и оно.
А г р а ф е н а. Вот чтобы ты на моем месте сделал, а?
К л а в д и й. Выключил бы телевизор, все одно ты его не смотришь.
А г р а ф е н а. Ну и что? Он мне жизнь украшает. (пауза) Да я не про то...
К л а в д и й. О чем речь ведешь, не пойму, Аграфена.
А г р а ф е н а. Ну, вообще... (умолкает)
К л а в д и й. (бьет крыльями и кричит непонятное)
А г р а ф е н а. (пугаясь) Ты что, Клавдий?
|
|
К л а в д и й. Пытаюсь пробудить тебя к жизни.
А г р а ф е н а. Что ж, по твоему я сплю? (обижаясь этой мысли) (возмущенно) СПЛЮ, ДА?!
К л а в д и й. (презрительно каркает)
А г р а ф е н а. Ну хорошо, хорошо, не буду...
К л а в д и й. (великодушно-снисходительно) Ты должна понимать, кто ты и кто - я.
А г р а ф е н а. (с искренним уважением, слегка подобострастно) Понимаю, конечно понимаю, Клавдий.
К л а в д и й. Ты слепа, Аграфена - как крот.
А г р а ф е н а. (слабо защищаясь) Крот близорукий, а не слепой.
К л а в д и й. (презрительно) Ну-ну. (нравоучительно) А ты - слепая. И я - твой поводырь по этой жизни!
А г р а ф е н а. Да, я без тебя - никуда, Клавдий.
К л а в д и й. То-то. Ну ладно, живи, только орешков еще насыпь. Свежих.
За н а в е с
Упражнение 5. Придумайте диалоги по следующим темам и по одной теме по своему выбору. Действующие лица должны преимущественно использовать указанные семантические модальности.
1. Студентка-первокурсница Агния рассказывает своему папе о своем кавалере - соученике Трифоне, и его манерах ухаживания. Папа объясняет, что в его времена это делалось совсем не так.
а) Агния - ког, папа - фон;
б) Агния - стил; папа - ког.
2. Первоклассник Виля рассказывает своей маме о причинах тройки по поведению, "ни за что" полученной им от строгой учительницы Пульхерии Христофоровны. Мама пытается объяснить Виле, что в школе надо вести себя как говорят, а не как он привык дома.
а) Виля - стил; мама - фон;
б) Виля - ког; мама - стил.