Необходимость и особенности государственного регулирования транспортной деятельности

Причины регулирования.

1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности, а именно безопасности дорожного движения и экологической;

2. Некоторые отрасли транспорта являются естественной монополией (например, железнодорожный транспорт). Отсутствие контроля со стороны государства за уровнем тарифов на транспорте может стимулировать инфляционные процессы.

3. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость заключения межгосударственных соглашений и контроля их соблюдения транспортными организациями со стороны государственных органов.

4. Отрасли транспорта играют важную роль в обеспечении обороноспособности страны и при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Методы регулирования транспортной деятельности.

1. Нормативно-правовые, т.е. система законодательных актов и нормативов, регламентирующих осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта. Среди них:

а) методы, определяющие безопасность транспортных услуг:

· правила дорожного движения;

· правила перевозки грузов и пассажиров;

· стандарты по экологической безопасности;

б) методы, регулирующие рынок транспортных услуг:

· лицензирование транспортной деятельности, т.е. выдача государственными органами разрешений на право осуществлять транспортные услуги, а также текущий контроль за правильностью соблюдения правил оказания данных услуг;

· квотирование транспортной деятельности, т.е. введение системы определенных ограничений на рынке транспортных услуг, например, ограничение числа транспортных компаний в городе, размеров автомобильного парка и т.п.

2. Экономические, т.е. использование государством системы экономических инструментов, влияющих на условия развития отраслей транспорта. Основными из экономических методов регулирования являются:

а) комплексные, предполагающие изменение форм собственности транспортных предприятий за счет:

· национализации;

· приватизации;

б) частные, осуществляемые при неизменных отношениях собственности:

· налоговое регулирование, в том числе льготное налогообложение отдельных видов транспорта в целях стимулирования их развития;

· регулирование тарифов и контроль за ценообразованием на транспорте (особенно на ж/д транспорте);

· государственное финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное или региональное значение (дороги, автовокзалы и т.п.);

· дотирование отдельных видов транспортных услуг. Чаще всего – системы городского пассажирского транспорта за счет местных бюджетов;

· применение штрафных санкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: