Элементы общественной жизни

Задача: выделить простейшие и неделимые элементы общества.

Это простейшие образования совместной деятельности людей, необходимые для ее осуществления.

Вопрос: при каких минимальных условиях может быть построена египетская пирамида, сконструирован самолет или отражено нападение неприятеля?

Ответ на этот вопрос приводит нас к выделению четырех необходимых организационных элементов, без которых мы не сможем осуществить трудовой процесс и без труда обнаруживаемых в любом из видов совместной деятельности людей.

· Субъекты.

Необходимым условием любой деятельности является наличие осуществляющих ее людей., способных быть ее субъектами, т.е. носителями целенаправленной активности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механизмами.

Субъект понимается не только как индивидуальный субъект, но группа лиц, коллективы.

При коллективных формах деятельности ситуация меняется лишь в плане увеличения числа осуществляющих ее людей – живых человеческих индивидов, которые представляют в совокупности первый необходимый ее элемент.

· Объекты. Наряду с субъектами необходимым элементом деятельности являются объекты, которые люди – в отличие от животных – создают и регулярно используют, многократно увеличивая тем самым эффект своей деятельности.

Весь мир социальных предметов делится на два различных класса, отличающиеся друг от друга своим назначением, социальной функцией. Человек создает не только вещи, но создаёт символы..

Ø Вещи:

В одном случае эта функция связана с обеспечением непосредственных адаптивных задач человеческой деятельности – приспособлением к природной и социальной среде путем ее вещественно-энергетической переработки, целенаправленного преобразования. Физическое воздействие.

В другом случае она связана с выполнением задач информационного обеспечения деятельности – выработкой символических программ поведения, которые могут транслироваться от субъекта к субъекту, т.е. циркулировать в обществе, храниться и накапливаться в нем, передаваясь от поколения к поколению. Именно символическое позволяет транслировать человеку опыт.

Например, сейчас проблема – скорость изменения. Футорошок – проблема адаптации человека к постоянно изменяющемуся миру. Человек оказывается в шоковом состоянии. Усиливается разрыв поколений.

Итак, первый класс это вещи.

В социальной теории используются и другие названия, в частности, термин «орудия», который употреблял Л.С. Выготский).

В любом случае речь идет о предметах, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на тот реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах.

Класс вещей имеет собственную структуру.

Маркс выделял в их составе как предметы непосредственного потребления, так и средства их создания или «средства производства».

В составе последних им выделялись:

1) «предметы труда», т.е. то, на что направлено механическое, химическое, биотехническое и прочее воздействие человека.

2) «орудия труда», с помощью которых человек осуществляет воздействие на предмет труда

3) средства транспортировки и хранения орудий и предметов труда – элементы «сосудистой системы производства», отличной от его «костно-мускульной системы» (как Маркс образно называл предметы и орудия труда).

4) К этому списку следует добавить кибернетические средства регуляции производства, позволяющие хранить, перерабатывать и передавать технологическую информацию (различные ЭВМ и т.д.) Об этом Маркс даже думать не мог.

Следующий класс, без которого создание вещей не возможно, это

Ø Символы и знаки

Другой класс социальных предметов, необходимых для совместной деятельности, функции которых явно отличны от функций вещей. Икона это символ, но она может быть и использована как вещь - растопка печи например, трактор – пашет, но поставив его на постамент (символ целены) – становится символом.

Вопрос: какие физические изменения способны произвести в этом мире дорожные знаки, иконы, книги, картины(если использовать их, естественно, по прямому назначению, а не для топки печей или накрывания бочек с огурцами)?

Ответ очевиден - подобные предметы служат непосредственно не изменению реального мира, а изменению наших представлений о мире.

Идея может быть сильнее самой вещи.

Они воздействуют на наше сознание, на наши стремления, желания, цели, и лишь через их воплощение в деятельности опосредованно воздействуют на отличную от сознания реальность.

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целеннаправленность человеческой деятельности, посредством которой эта адаптация осуществляется.

Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления и передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности.

Любые идей, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это лишь в том случае, если обретут некоторую «телесную оболочку».

Т.е. соединятся со звуком, печатными литерами, графическими изображениями и через подобные «материальные проводники» (терминология П. Сорокина), служащие «перевозчиками смысла», достигнут сознания. Поэтому главное различие между вещами и символами связано только с их назначением, функцией и никак не связано с материалом, из которых они изготовлены.

Вещи могут становиться символами, а символы овеществляться. Не только книга может стать топливом, но и трактор вполне способен превратиться из орудия практической жизнедеятельности людей в символ, знак, носитель информации.

«Подвижность» отдельных предметов, «кочующих» из класс, не означает, что между самими классами (скажем, художественной литературой и сельскохозяйственной техникой) можно поставить знак равенства.

Например, автобус, люди на остановке. Символы там есть: номер автобуса, разметка, удостоверение класса С и Д для вождения автобусом. Если происходит авария – застрял в грязи. Все выходят и начинают толкать. Образовалась некая общность, получаем система – целое, которое больше чем сумма его частей, появляются устойчивые связи.

Поэтому пониманием, чтобы описать общество как систему нам не хватит только объектов, субъектов. Нам нужно понимание СВЯЗЕЙ. Например, Армия – важна дисциплина и связи.

Поэтому следующий элемент общественной жизни (субъект, вещь, символ):

· Отношения, связи.

Существует еще один своеобразный «элемент», который нельзя увидеть глазами, пощупать руками, но без которого ни люди, ни вещи, ни символы никогда не составят целостной социальной системы.

Речь идет о сложной совокупности организационных связей и отношений, существующих между уже названными элементами.

Механический набор людей, вещей и символов сам по себе не создает целостного системного образования, каковым является общество.

Для его существования необходим еще один организационный момент – сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных элементов, означающая реальную соразмерность их изменений, наличие взаимоопосредований между ними.

Классы социальных связей:

· Связи субъект - субъектного свойства – общественные отношения.

· Субъект- объектные – связи между людьми и используемыми или предметами.

· Объект – объектных связей между социальными предметами.

Называть общественными отношениями можно только связи между людьми, но не технологическую связь между работником и используемым им средством труда или зависимость между различными компонентами поточных линий на автоматизированных производствах.

Общественные отношения – это отношения, складывающиеся между субъектами в процессе работы, группы людей выполняющую задачу и объединенные некими связями.

Социум – это над-органическая реальность (даже шестеренка это уже над- органическое – ее нет в природе натуральной). Это социальность вообще.

Пример, что надо чтобы провести экзамен: вещи: место где провести, кусок бумаги, субъект – студент и преподаватель, символы: зачетная книжка, допуск на экзамен, ведомость. Связи: преподаватель чтобы пришел, везение – положительная связь с ситуацией в результате которой получается хороший результат.

Что для оркестра: Субъект – музыканты, дирижёр, вещи – инструменты, символы – ноты, связи – сыгранность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: