Предметом философии науки как дисциплины являются общие закономерности и тенденции развития научного познания, рассматриваемые в исторически изменяющихся общественных условиях. Основной причиной ее появления является все возрастающий интерес ученых к философскому осмыслению своей деятельности. Это объясняется все более глубоким уяснением объективной взаимосвязи предметов исследования в различных науках, а также того, что характер процесса конкретно-научного поиска всегда опосредствуется социокультурным фоном, включающим в себя определенные философские основания – онтологические, гносеологические, логические, методологические и аксиологические.
Онтологические основания науки – это принятые в конкретной науке взгляды и подходы, складывающиеся на определенной философской картине мира, включающей общие законы функционирования материальных объектов и их типизацию. Гносеологические основания науки – положения о характере процесса научного познания, взаимосвязи в нем теории и опыта, статусе научных понятий и т. д. Логические основания науки – правила абстрагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, мыслительного вывода и т. д. Методологические основания науки – общенаучные методы и философские принципы получения истинного знания. Аксиологические основания науки – ценностное отношение к практической и теоретической значимости науки в системе духовной и материальной культуры.
Такая философская рефлексия над наукой, вписывает достижения науки в наличный социокультурный контекст эпохи, осуществляет синтез философского и частнонаучного знания, исследуя философское содержание структуры науки, ее развития как целостного феномена и ее отдельных дисциплин. При этом следует иметь в виду, что философия науки имеет статус исторического социокультурного знаниянезависимо от того, ориентирована она на изучение естественного или социально-гуманитарного знания. Ее интересует не тот или иной фрагмент действительности, изучаемый отдельной наукой, а научный поиск как таковой, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, общие принципы и методы исследовательской деятельности.
В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, «центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам». К. Поппер считал, что первая проблема философии знания, состояла в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований. А она уже исторически привела ко второй проблеме: как эти теории и верования можно обосновать.
Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк. К ним можно отнести следующие вопросы:
1) детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения?
2) как отличить научное знание от ненаучного?
3) каковы критерии научности, возможности обоснования?
4) как найти основания для сравнительных оценок теорий?
5) в чем состоит логика научного знания и каковы модели его развития?
Эти и многие другие вопросы органично вплетены в ткань философских размышлений о науке и вырастают из центральной проблемы философии науки– проблемы роста и развития научного знания.
Все проблемы философии науки можно, в конечном счете, разделить на три группы. К первой группе относятся проблемы, идущие от философии к науке. Они отталкиваются от специфики философского знания, его стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих законов и принципов. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.
Вторая группа проблемвозникает внутри самой науки, нуждающейся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы теории отражения, гносеологии, анализ когнитивных (познавательных) процессов и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных научных проблем.
К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. При таком подходе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя очерченные таким образом ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.
Типология представлений о природе философии наукипредполагает различие той или иной ее ориентации, к примеру, онтологически ориентированной, когда ее приоритеты смещены в сторону процедур анализа и обобщения научных знаний с целью построения единой картины мира, или методологически ориентированной, в которой приоритетным становится рассмотрение многообразных процедур самого научного исследования – анализ содержательных предпосылок знания, его обоснования, идеализации и др.
По-разному оценивается и место философии науки. Некоторые видят в ней тип философствования, основывающего свои выводы на результатах и методах науки. Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Третьи связывают с философией науки задачи методологического анализа, научного знания. Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную и для нее самой, и для общества. К перечисленной типологии можно добавить еще одну очень важную особенность: философию науки следует понимать прежде всего как область, в рамках которой предлагаются, изучаются и сравниваются различные модели развития науки. Внимание философии науки привлекают также структурные компоненты научного исследования: соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обоснования; теории и факта.
Основными разделами философии науки являются:
- онтология науки,
- гносеология науки,
- логика и методология науки,
- аксиология науки,
- общая социология науки,
- философские вопросы научно-технической политики, включая экономическое и правовое регулирования научной деятельности,
- вопросы этики деятельности ученых и научных коллективов.
Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет общекультурную функцию, обращая внимание ученых на философский план любой проблемы, и, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей его полноте и многоаспектности. Стимулируя сам интерес к науке, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему целостности научного знания и его динамики, развития и значимости для общества.
Философия науки осуществляет также интегративную функцию, обеспечивая через анализ целостности научного знания и социокультурных основ его развития решение проблем единство человеческой культуры.