Новые формы профилактической работы с подростками имеют в своей основе оказание действенной психологической и медицинской помощи, в том числе в кризисных ситуациях. В Республике Беларусь функционируют Центры дружественных подросткам, результатом работы которых явилось снижение заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, и числа абортов у подростков. Органами управления здравоохранения Республики Беларусь совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и ЮНФПА проведена большая работа по развитию принципиально новых услуг для подростков и молодежи в области репродуктивного, сексуального и психического здоровья, созданию и организации работы центров, дружественных подросткам, и центров здоровья подростков (молодежи).
Девять центров были открыты при поддержке ЮНИСЕФ:
8-я детская поликлиника "Центр, дружественный подросткам, "Доверие";
6-я поликлиника "Центр, дружественный подросткам, "Юникс";
23-я детская поликлиника "Центр, дружественный подросткам, "Успех";
|
|
13-я детская поликлиника "Центр, дружественный подросткам,"Галс";
11-я детская поликлиника "Центр, дружественный подросткам, "Весте";
центр, дружественный подросткам, г. Светлогорск;
17-я детская поликлиника "Центр, дружественный подросткам, "Ювентус";
детская поликлиника г. Пинск "Центр, дружественный подросткам, "Надежда";
4-я детская поликлиника "Центр, дружественный подросткам, "Синяя птица".
Пять центров здоровья подростков (молодежи) (далее - ЦЗМ) были открыты при поддержке ЮНФПА:
ЦЗМ "Контакт" - Гродненская городская детская поликлиника №3;
ЦЗМ "Диалог" - УЗ "Могилёвский областной диагностический центр";
ГУ "Солигорское районное территориальное медицинское объединение";
филиал №3 детской центральной поликлиники г. Гомеля;
детская поликлиника №2, ГУЗ "ВГЦКБ".
Центры интегрированы в состав государственных организаций здравоохранения, работают в соответствии с утвержденными положениями, приказами и должностными инструкциями.
Во всех Центрах имеются информационные материалы (брошюры, буклеты и др.), научно-популярная и методическая литература по актуальным вопросам соматического и репродуктивного здоровья подростков, психологии подросткового возраста. В каждом Центре работает видеолекторий.
Сотрудники Центров имеют хорошую профессиональную подготовку по основной специальности, кроме того, работники хорошо осознают необходимость строгого соблюдения международных принципов работы центров, дружественных подросткам.
|
|
Персонал Центров был обучен консультированию подростков на семинарах "Навыки консультирования подростков по актуальным вопросам здоровья", на международных учебных семинарах и конференциях по проблемам сохранения репродуктивного и сексуального здоровья. Полученные навыки интегрированы в учебные занятия и официальные учебные программы государственного учреждения "Белорусская медицинская академия последипломного образования".
Среди несомненных положительных аспектов следует отметить территориальную и финансовую доступность помощи, соблюдение специалистами центров принципов конфиденциальности, приватности, широкий спектр предоставляемых информационных, консультативных и просветительских услуг для подростков и молодых людей, достаточно высокий уровень удовлетворенности подростков посещением молодежных центров.
По данным Центров, консультации подростков распределились по блокам проблем следующим образом: соматическое здоровье, профессиональная ориентация, репродуктивное здоровье (физиология, патология, психосоциальные проблемы (психологические, социальные), здоровый образ жизни, зависимости. Удельный вес повторных консультаций составил 21,2%, что является хорошим показателем, свидетельствующим о востребованности Центров и доверии со стороны подростков.
В Центрах активно работают образовательные лектории, развивается волонтерское движение. Важнейшее направление деятельности - проведение анкетирования подростков с целью изучения потребности молодежи в информационных услугах, уровня знаний подростков собственной физиологии и вопросов полового воспитания, имеющихся и используемых молодежью навыков здорового образа жизни и правильного репродуктивного поведения.
Таким образом, функционирующие Центры востребованы подростками и являются в умелых руках своеобразным рычагом для направления подростковой энергии на формирование потребности в здоровом образе жизни.
Социальная работа в системе профессиональногообразования
Социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования должна учитывать следующие особенности: возраст (как правило, это молодые люди в возрасте 15–19 лет); интересы и ценности; стремление к самостоятельности. Оказание адресной социальной помощи учащимся спецшкол, ПТУ, техникумов, колледжей осуществляется по следующим параметрам: составление социального паспорта на каждого учащегося, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер. Работа специалиста по социальной работе тесно связана с деятельностью социально-психологических центров, основанных в вузах. Центр поддерживает связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, оказывает помощь студентам в поиске работы.
Студентам (особенно первокурсникам), проживающим в общежитиях, предполагается поддержка со стороны сформированной социальным работником группы студентов старшекурстников. В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально не защищенной молодежи. Здесь специалист может оказать помощь студенту, информируя его о том, куда, к кому, как можно обратиться, чтобы улучшить свое положение.
Еще одна группа студентов, заслуживающих внимание специалиста по социальной работе, — это студенты, имеющие успехи в учебе, но не имеющие средств для ее продолжения и в связи с этим перешедшие на заочное обучение. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
|
|
Функции социальной работы в образовании:
а) воспитательная (предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания);
б) социально-правовая (забота государства о детях, их правовая защита);
в) социально-реабилитационная (воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически и психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог, которому необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников).
Надо научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка. Специалист по социальной работе осуществляет психолого-педагогическую деятельностью в социальной сфере с теми, у кого возникли проблемы. Они связаны с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность), и с внутренней (например, комплекс неполноценности, либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и т.п.). Методы воспитания, применяемые специалистами в образовании: убеждение - формирование сознания личности способствует выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми руководствуется личность в своем поведении; формирование необходимых жизненных навыков, стимулирование деятельности и поведения индивида; поощрение и организация познавательной, практической деятельности и поведения.
Этапы профессионального функционирования специалиста по социальной работе:
• изучение условий жизни учащихся, составление социальных паспортов: – школы (состав учителей, уровень их образования и квалификации, материальная база школы и др.);
– семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т.д.);
• формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска»;
|
|
• выявление существующих форм взаимодействия школы и родителей, семьи и учреждений дополнительного образования, родителей и детей;
• разработка программы оптимизации взаимодействия школы и родителей по совершенствованию социальной поддержки учащихся.