Особенности социальной работы с «трудными подростками»

Для работы специалиста социальной работы с детьми делинквентного поведения, а тем более с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь, для того чтобы предупредить, а в некоторых случаях защитить несовершеннолетних от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы, связанные с несовершеннолетними, является раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Особо важным в Трудовом Кодексе Республики Беларусь для социального работника является глава XII «Труд молодежи», но не только, в других статьях кодекса тоже есть ограничения использования детского труда, а также основные гарантии несовершеннолетним работникам.

В Территориальных центрах социального обслуживания населения работают отделения социальной реабилитации детей и подростков, обеспечивающие: организацию поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению;

социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

восстановление нарушенных связей со школой и развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности;

профилактику отклонений в поведении;

восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи;

оказание содействия подросткам в получении работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении профессии;

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в центре и за его пределами;

социальный патронаж семей, в которых проживают опекаемые дети, до достижения ими совершеннолетия.

Большие и трудные задачи возникают при проведении систематической работы с детьми и подростками по борьбе с вредными привычками. В задачу специалиста по социальной работе входят и медико-валеологические и экологические аспекты работы. Его обязанность – разъяснить экологическую ситуацию, вести просветительскую работу с населением, помочь родителям наметить профилактические меры, способствующие сохранению здоровья детей. Эту работа проводится совместно с медицинскими работниками. Эти группы молодежи – основные «поставщики» лиц, склонных к психической дезадаптации, неспособных достичь успеха в основной (учебной или трудовой) деятельности и само утверждающихся в других сферах, потенциально склонных к алкоголизации, употреблению психотропных и наркотических веществ. Однако тактика педагогов, психологов и медиков должна быть активной и наступательной. Необходимо искать новые пути достижения оптимального уровня нерво-психических функций, развития способностей психической само регуляции. В настоящее время уже существуют методики, направленные на развитие устойчивости внимания, умения переключать внимание, совершенствование точности и скорости реакций, стимулирование фантазии и воображения, а также различные упражнения для тренировки памяти, развития волевых качеств и др. заслуживают самого широкого распространения методы аутогенной тренировки и социально- психологического тренинга. Учитывая, что значительную часть своей жизни молодой человек вовлечен в учебный процесс, курсы психогигиены целесообразно вести в образовательных учреждениях всех уровней. Каждый выпускник должен свободно владеть основными психогигиеническими навыками. Психическое здоровье – необходимое условие здорового образа жизни и естественная преграда для возникновения вредных привычек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: