Особенности развития и воспитания учащихся старшего школьного возраста

Старший школьный возраст - это ранняя юность, в этот период идет дальнейшее формирование физической и психической зрелости, характеризуется как сложный период в жизни старшеклассников, поэтому связан как с трудностями в воспитании, так и в обучении.

Продолжает развиваться тело ученика и достигает массы взрослого человека, исчезает непропорциональность соотношения между туловищем и конечностями, увеличивается объем груди, в основном заканчивается половое развитие. Работоспособность и выносливость увеличиваются, физические нагрузки переносятся легче, но иногда у учащихся происходит переоценка своих физических сил, что может отрицательно сказаться на здоровье.

Нервная система становится более развитой, что способствует развитию мышления. Педагогам, работающим с данным возрастом учащихся, необходимо знать, что знание фактического материала и умение приводить примеры учащихся уже не устраивают, им хочется владеть приемами анализа и сравнения изучаемых явлений и процессов, уметь доказывать переход от количественных показателей в качественные, владеть навыками строить гипотезы и искать пути выхода из создавшейся ситуации. Учитывая особенности нервной системы учащихся данного возраста, педагог строит работу с применением абстрактного и логического мышления.

Старшеклассники имеют уже определенные познавательные интересы. Они начинают интересоваться предметами, которые напрямую связаны с выбором будущей профессии. Особый интерес учащиеся проявляют к экономике, праву, экологии, информатике и мало интересуются литературой, географией, биологией. Задача учителей-предметников состоит в том, чтобы средствами своего предмета, методами, приемами, технологией заинтересовать учащихся в изучении школьных предметов, развивать интерес к предмету через различные формы учебной и внеклассной деятельности.

Большую роль в развитии познавательной деятельности учащихся играет работа над развитием речи, умением высказывать мысль точно и грамотно. Работа учителя со словарями, первоисточниками должна стать насущной необходимостью в реализации содержания предмета.

В период юности активно развивается волевая и нравственная сфера учащихся, поэтому работа педагога с учащимися требует корректных и высоконравственных отношений. В ранней юности многие учащиеся сталкиваются с сильными переживаниями, связанными с первой любовью, поэтому педагоги и родители должны беречь это чувство учащихся, помогать разобраться в противоречивых чувствах, привлекать для бесед медицинских работников и просвещать юношей и девушек о взаимоотношении людей разных полов.

Волевые процессы становятся более четкими и значимыми. Если молодые люди ставят перед собою цель, то они стремятся ее достичь, во что бы то ни стало, развивают в себе такое качество как требовательность к поступкам и речам, становятся терпимыми к недостаткам других людей.

Старшеклассники стоят перед выбором профессии. Так как школьный учебный процесс связан с умственной деятельностью, которая уже хорошо знакома учащимся, многие хотят продолжить образование в высших учебных заведениях. Некоторые учащиеся получают разочарование в жизни, так как не все после школы могут продолжить обучение в высших учебных заведениях. Работа предметника и классного руководителя должна быть направлена на то, чтобы выпускникам школ объяснять разнообразие применения знаний и сил после окончания школы и умение выбирать профессию, исходя из собственных мотивов и потребностей общества.

Чтобы шло поступательное развитие юношей и девушек, педагоги и родители должны формировать в их сознании идеалы правды, справедливости, новшества, с учетом того, что все новое и современное берет свои истоки в прошлом. Умелое соединение традиций и нового в сознании юношей и девушек будет способствовать естественному их вхождению во взрослую жизнь.

Вопросы и задания

1. Назовите основные показатели физического развития детей младшего школьного возраста.

2. Перечислите психические особенности развития детей младшего школьного возраста, и на что должны обращать внимание педагоги в процессе обучения детей данного возраста.

3. Назовите основные показатели физического развития детей среднего (подросткового) возраста.

4. Перечислите психические особенности развития детей среднего школьного (подросткового) возраста, и на что должны обращать внимание педагоги в процессе обучения детей данного возраста.

5. Назовите основные показатели физического развития детей старшего школьного возраста.

6. Перечислите психические особенности развития детей старшего школьного возраста, и на что должны обращать внимание педагоги в процессе обучения детей данного возраста.

7. Подготовьте урок на тему «Деньги и денежная система» для детей младшего, среднего или старшего школьного возраста (возраст детей по выбору студента). Какие возрастные особенности должны быть учтены при планировании урока?

Литература

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: /Л.И.Божович.- М., 1958.

2. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст]: / С.И.Кон.- М., 1980.

3. Мир детства: Младший школьник [Текст]: М., 1981.

4. Мир детства: Подросток [Текст]: М., 1982.

5. Мир детства: Юность [Текст]: М., 1988.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ф.Харламов. – М.:Юристъ,-1997. – 512 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: