Принципы отбора содержания по экономике

Компетентностный подход к формированию экономически грамотной личности требует отбора содержания по экономике, которое соответствует современным требованиям и отвечает принципам дидактики.

Принципы обучения были сформулированы Яном Амосом Коменским в трактате «Великая дидактика». Он обобщил опыт многих поколений в области обучения и образования. Он считал, что обучение надо организовывать таким образом, чтобы человек в молодые годы успешно и легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни. В связи с этим Я.А.Коменский наметил 4 основные требования, которым должны отвечать обучение и учение: успешность, легкость, основательность, быстрота усвоения материала.

Продолжателями идей Я.А.Коменского стали И.Г.Пестолоцци, Ж.-Ж. Руссо, А.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.

Принципы обучения, сформулированные классиками педагогики, не утратили актуальности в наше время, несмотря на то, что на их разработку влияют социальные, философские, логические, психологические, экономические и иные закономерности. Они обусловлены также целями образования, воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, практики, опыта обучения.

Принципы обучения – это определенная система основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Перечислим основные принципы обучения.

Принцип развития и обучения предполагает, что обучение направлено на всестороннее развитие личности, на формирование не только знаний и умений, но и на формирование нравственных, эстетических качеств.

Процессы обучения и развития находятся в органическом единстве. Решая задачи образования, обучения, вместе с тем решаются и задачи развития.

Однако развитие в процессе обучения осуществляется не стихийно. Эффективность воздействия на учащихся зависит от ряда условий:

- содержания изучаемого материала;

- методики проведения учебных занятий;

- личности педагога и т.д.

При изучении экономики усваивается не только содержание, но и формируются навыки, которые превращаются в убеждения. В процессе овладения знаниями у учащихся формируются нравственные идеалы, эмоции, воля и другие ценные качества личности.

Большое влияние на учащихся оказывает правильная организация учебных занятий и методика их проведения. На уроке применяются индивидуальные и коллективные методы работы с учащимися. Проверяются знания конкретного ученика и умения его работать в коллективе. Требовательность к учащимся, постоянный контроль за их успеваемостью также являются развивающими моментами и формируют такие качества, как настойчивость, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, добросовестность, аккуратность.

Немаловажное значение в обучении и развитии учащихся имеет личность педагога: внешний вид, манера общения, отношение к людям, широта кругозора - все это и многое другое является примером для учащихся, поэтому к учителю экономики предъявляются большие требования.

Принцип научности. Этот принцип требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами и отражало современное состояние науки экономики.

Принцип научности необходим для того, чтобы учащиеся всех возрастов получали только достоверные, проверенные практикой сведения, так как в процессе овладения научными знаниями у учащихся формируется научное мировоззрение, развивается творческое мышление.

В настоящее время наука экономика развивается так быстро, что весь объем знаний ученику не усвоить, поэтому следует отбирать научные сведения с учетом требований:

а) задач учебного заведения;

б) системы и логики предмета экономики;

в) познавательных возможностей учащихся, зависящих от их возраста и уровня подготовки.

Средством реализации принципа научности на уроке экономики является использование современного теоретического материала, последних статистических данных, технических средств обучения, оборудования и т.д.

Принцип связи обучения с практикой. Этот принцип предполагает использование полученных знаний на практике, умение анализировать окружающую действительность, вырабатывать собственные взгляды и поступки. Вместе с тем учащиеся в практической деятельности испытывают недостаток теоретических знаний, что делает процесс освоения знаний осмысленным и постоянным.

Связь теоретического обучения с практической деятельностью учащихся осуществляется различными путями:

- на теоретических занятиях используются практические сведения, факты для получения обобщений, выводов;

- применяются теоретические положения и закономерности для выполнения практических работ;

- организуются самостоятельные наблюдения на практических занятиях, полученные результаты используются на теоретических занятиях;

- проводятся экскурсии на предприятия для ознакомления с технологическим процессом и условиями труда; полученные материалы используются на теоретических и практических занятиях;

- формируются у учащихся навыки работы с научной и справочной литературой.

Принцип системности и последовательности. Этот принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.

Его реализация осуществляется при соблюдении ряда правил:

1) изучаемый материал делится на логические разделы (темы);

2) в каждой теме выделяются содержательные центры, идеи, структурный материал;

3) при изучении предмета устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи.

Системность и последовательность просматриваются на каждом уроке: последующий урок связан с предыдущим, а предыдущий – с последующим. Переход к новой теме осуществляется лишь после полного усвоения предыдущего материала, поэтому необходимо определять знания учащихся по пройденной теме, а затем переходить к изучению новой темы.

Системность и последовательность прослеживаются также в построении учебников экономики и учебных программ.

Принцип доступности. Этот принцип требует учета возрастных особенностей учащихся, соизмерение объема материала с реальными возможностями детей, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

Принцип доступности требует, чтобы объем, содержание, методы преподавания соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся. Сделать материал доступным - это не значит сделать его легким, так как такой прием не развивает учащихся. Доступность предполагает последовательное усложнение учебных и практических задач, которые развивают умственные возможности учащихся: внимание, наблюдение, логику и т.д., благодаря чему расширяются пределы доступности изучаемого материала.

Принцип наглядности. Это один из важнейших принципов обучения. О нем очень много говорил Я.А.Коменский, так как с применением принципа наглядности изучается не только предмет, но развиваются зрительные, слуховые, осязательные ощущения, которые помогают человеку постичь науки.

Принцип наглядности развивает ученика. При рассматривании предмета развивается внешняя наглядность, при самостоятельном наблюдении развивается внутренняя наглядность и осмысленное наблюдение, а если ученик может рассказывать о том, что он наблюдает, то это развивает словесное выражение мыслей, формирует речь.

При применении наглядности соблюдаются методические требования:

1) наглядность соответствует теме урока;

2) заостряется внимание учащихся на главном;

3) не перегружается урок наглядностью.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Обучение только тогда эффективно, если учащиеся активны в получении знаний, стремятся их получить сами, т.е. становятся субъектами деятельности. Активность и сознательность учащихся достигаются, если:

1) опираться на интересы учащихся;

2) включать учащихся в решение проблемных задач;

3) использовать в обучении дидактические игры, дискуссии и т.д.;

4) стимулировать коллективные и индивидуальные формы работы.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Учитель может использовать разные формы организации учебной деятельности учащихся: урок, экскурсию, практикум, индивидуальную работу, работу в группах, работу в парах и т.д. Разнообразие форм и способов учебной работы расширяет кругозор учащихся, прививает интерес к системным знаниям по предмету.

Принцип прочности, который предполагает, что полученные знания прочно усваиваются учащимися. Прочность знаний учащихся зависит от того, как:

1) проявляется интеллектуальная и познавательная активность ученика;

2) структурируется учителем материал, выделяется главное, обосновывается логическая связь изучаемого материала;

3) применяется систематический контроль знаний;

4) используется достаточное количество и периодичность заданий и упражнений для повторения. Виды повторений делятся на текущий, тематический, по всему курсу. По времени применения повторение бывает постоянным и периодическим.

Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и др. внесли большой вклад в развитие проблемы принципов обучения, их обобщенные наработки составили систему дидактических принципов:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения, который направлен на всестороннее развитие личности и формирование индивидуальности ученика.

2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса, который отражает взаимосвязь современной науки и практики.

3. Принцип системности и последовательности в овладении знаниями.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся под руководством учителя.

5. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного.

6. Принцип доступности обучения.

7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

8. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

10. Принцип сознательности и активности учащихся в процессе восприятия знаний.

11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся.

12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

13. Принцип согласованности требований школы, семьи, общества.

14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

А.В.Хуторской за основу систематизации принципов берет образовательную деятельность учащихся и предлагает следующую классификацию:

1. Принцип личностного целеполагания: образование каждого ученика происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования – целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

3. Принцип межпредметных основ образовательного процесса: основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.

4. Принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обучения является личностное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

5. Принцип первичной образовательной продукции учащегося: создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

6. Принцип ситуативности обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

7. Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается рефлексивным осознанием его субъектами образования.

Если за основу систематизации принципов обучения взять междисциплинарность, то классификация принципов обучения может быть следующая (Н.Е.Попова):

1. Принцип иллюстративной модели: образовательный процесс строится таким образом, что учителя – предметники средствами своего предмета иллюстрируют экономические понятия, законы, системы, что позволяет «экономизировать» содержание тем по всем общеобразовательным предметам.

2. Принцип интегративности. Современная наука накопила достаточно знаний о природе, обществе, человеке, труде, технике, искусстве и т.д. Говоря об обществе, одновременно говорим о человеке, говоря о человеке, говорим о труде. Где труд - там экономика и техника. Все перечисленное может стать предметом изучения на всех школьных дисциплинах и представлять собою единое целое, т.е. интеграцию знаний.

Приобщение школьников к научной интеграции стало насущной задачей школы, так как это не механический перенос в обучение основных направлений наук, а осознанная необходимость.

3. Принцип конвергентности: совпадение знаний, умений и навыков по одному предмету со знаниями, умениями и навыками по другому предмету.

Данный принцип помогает решить проблему выживания человека в условиях антропогенной нагрузки на биосферу, требует умения мыслить глобально и экономически оценивать различные программы общественного развития на основе понимания системной сущности всех явлений и процессов, происходящих в мире, поэтому принцип конвергентности способствует глубокому изучению несколько предметов одновременно.

4. Принцип эмерджентности: на основе сформированных знаний появляются совершенно новые знания, умения и навыки. Эмерджентные экономические знания можно представить в виде иерархической цепочки: формирование экономического образа мышления ---> формирование предпринимательских знаний, умений и навыков хозяйственной деятельности ---> формирование качества мышления исследовательской аналитической деятельности---> формирование эколого-экономического мышления.

5. Принцип смысловых поворотов. Смысловые повороты позволяют обобщить знания по предметам, обозначить взаимодействие экономики с другими предметами, представить реальный вклад каждого предмета в раскрытие экономической содержательной линии, отраженной в стандартах образования по экономике.

Перечислены основные принципы обучения. Все они действуют одновременно, но к каждому из них надо подходить творчески, гибко, так как соблюдение принципов обучения – важнейшее условие эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры учителя.

Принципы обучения не равнозначны, но все они направлены на формирование духовно-направленной, развитой, обученной и воспитанной личности.

Теоретические вопросы

1. Что такое цель обучения?

2. Назовите слагаемые триединой дидактической цели и дайте характеристику обучающим, развивающим и воспитывающим целям обучения.

3. Дайте определение понятию «Принципы обучения».

4. Перечислите известные вам принципы обучения и дайте им характеристику.

5. Как вы объясните наличие большого количества положений, претендующих на статус дидактических принципов?

Дополнительная литература

1. Краевский, В.В. Методология научного исследования [Текст]: пособие для студ. и аспир.гуманитар.ун-тов / В.В.Краевский. - СПб.: СПбГУП, 2001.- 148 с.

2. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики [Текст]: Пер. с польск. / Ч. Куписевич. - М.: Выш. шк., 1986. - 368 с.

3. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. - М.: Проспект, 2004. - 429 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС, - 1999.

5. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А.В.Хуторской. - Питер, 2001. - 536 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: