Вы будете изучать:
- философию Античности досократовского, классического и эллинистического периодов;
- основные направления философии Античности, повлиявшие на мировую философию и науку
Цели темы:
- дать основное представление о философии Востока и Запада;
- изучить тенденции развития философских школ Античности;
- дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
- показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.
После изучения темы вы сможете:
- знать персоналии и терминологию философии Античности;
- выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
- знать специфику философских школ Античности;
- выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
- ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.
Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – VI в. н.э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д.
|
|
По преданию у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науке, философии, этике.
Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом:
Клеобул Линдский – «Мера важнее всего»
Хилон Спартанский – «Познай самого себя»
Периандр Коринфский – «Сдерживай гнев»
Питтак Метиленский – «Ничего лишнего»
Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»
Биант Приенский – «Худших всегда больше»
Фалес Милетский – «Ни за кого не ручайся»
Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости:
Не делай того, за что бранишь других.
О мёртвых говори хорошо, или ничего.
Чем ты сильнее, тем будь добрее.
Пусть язык не опережает мысли.
Не спеши решать, спеши выполнять решённое.
У друзей всё общее.
Суди о словах по делам, а не о делах по словам.
В развитии античной философии выделяют следующие этапы:
§ VII – V вв. до н.э. – досократовский;
§ V – IV вв.до н.э. – классический;
§ IV – I вв. до н.э. – эллинистический;
§ I в. до н.э. – VI в. н.э. – римский
Досократические школы Древней Греции возникли в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
Особенности философии досократовского периода:
§ ярко выраженный космоцентризм (тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы), состоящий из космологии (учение об устройстве мира и его составных элементов) и космогонии (учение о происхождение мира);
|
|
§ повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
§ поиск первоначала, породившего всё существующее;
§ гилозоизм (одушевление неживой природы);
§ недискуссионный характер философских учений
Наиболее известные философские школы и представители досократовского периода:
Милетская школа.
Существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила своё наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.
Философы милетской школы выступали с материалистических позиций. Занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными. Пытались объяснить законы природы (за что получили своё второе название – школа «физиков»). Искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Представители:
Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих учёных и философов. Оставил большое научное и философское наследие.
Основные взгляды:
§ первоначалом всего существующего считал воду. Вода сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь – в воздух, а воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырёх стихий, но главной стихией является вода. Воды на Земле больше, чем суши, вода составляет большую часть живых организмов;
§ представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
§ считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;
§ считал центром Вселенной Землю;
§ точно определил продолжительность года – 365 дней;
§ сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса).
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса.
Основные взгляды:
§ первоначалом всего существующего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратиться;
§ вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
§ первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.
Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра.
Основные взгляды:
§ первопричиной всего существующего считал воздух;
§ выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);