Философский анализ природы

1. Общество и природа, историко-философский анализ

Взаимосвязь природы и общества очевидна. Все, что имеет человек, взято у природы. Иначе складывается их взаимоотношения. Природа существует вне и независимо от человека. А человечество существует в природе и в сильной зависимости от нее,

На различных этапах исторического развития люди по-разному оценива­ют значение природных факторов (климата, рельефа) для своей жизни и дея­тельности. Соответственно можно выделить разные типы ценностного отно­шения человека к природе:

На начальном этапе своей истории человеку было свойственно почитание
природы, поэтому античная философия рассматривает природу как совер­шенство, гармонию, как средоточие порядка. Вот почему люди той эпохи
стремились жить в согласии с природой, слиться с ней. Такое отношение
объяснялось почти полной зависимостью человека от природы.

В Средневековье природа и человек как бы уравниваются, т.к. считалось,
что все в руках Бога. Философия Средневековья противопоставляла природе
бога, стоящего над природой и над людьми, поэтому отношение людей к
природе характеризовалось не слиянием с ней, а возвышением над ней.

Начиная с эпохи Возрождения, самоуверенность человека в его отноше­нии к природе постоянно растет. Человек считает себя сотворцом природы.
Такой взгляд порождает стремление человека переделать мир на свой лад.
Природа рассматривается как некая инертная сила, требующая покорения.

В Новое время (XVIII век) вплоть до середины XX века природа рассматривалась, как источник ресурсов для человека, который все более стал проти­вопоставлять себя природе. Она казалась ему «неисчерпаемой кладовой».
Взять у нее как можно больше - вот задача общества.

С II-ой половины XX в. стремление людей к господству над природой
достигло планетарных масштабов. Рост НТП сделал воздействие общества на
природу, превосходящим ее возможности. Оказалось, что природные ресур­сы ограничены, а загрязнение окружающей среды может нанести ущерб здо­ровью. Общество все больше осознает зависимость природы от человека и
его деятельности.

Складывается новый тип ценностного отношения человека к природе – сбалансированное соотношение потребностей общества и возможностей природы.

Впервые об этом заявил французский философ Монтескье. В своей работе «О духе законов» он говорил, что человек - часть природы. Историю человече­ства он рассматривает как независимый от бога закономерный процесс.

Закон он понимал как человеческий разум, управляющий народами. За­коны - говорил Монтескье, - должны соответствовать природе: климату, ка­честву почвы, рельефу.

Природные факторы определяли дух народа и характер общественного развития и устройства. Так в жарких климатах существовал деспотизм, а в холодных - республика. Это учение получило название географического детерминизма (обусловленность развития общества географическими условиями).

Французский ученый ЭлизеРеклю ввел_в научный оборот понятие «географическая среда», но он считал, что общественная среда подавляет географическую. Такого же мнения придерживались Маркс, Энгельс, Плеханов. Географическая среда рассматривалась лишь как условие для развития материального производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: