Теория общественного круговорота

(Ясперс, Вебер)

Давно уже было замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Об этом размышляли мудрецы Древней Греции, Китая, Индии и других стран. Так появилась идея циклов исторического развития общества, которых описано немало. Выделяют 4-х, 12-ти, 36-ти, 100 и 144-летние циклы, циклы Кондратьева, продолжительностью 40-50 лет, три волны Тофлера и другие.

Выделяют несколько типов цикличности.

В малых обществах преобладают маятникообразный цикл, в средних – круговые и спиралевидные, в больших – круговые, длинноволновые или синусоидные. Главный тезис учения Данилевского состоит в том, что никакой единой всемирной цивилизации не существует, а есть лишь отдельные культурно-исторические типы и народы с их самобытными цивилизациями, которые не передаются и не заимствуются.

Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной работе, друг с другом и внешней средой, проходит определенные стадии. Ход истории выражается в смене, вытеснениях друг другом культурно-исторических типах, среди которых наиболее перспективным он назвал славянский тип, который противостоит культуре Запада.

Немецкий философ О.Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивший совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истории человечества нет. Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности.

История – это множество разрозненных, но разноценных по уровню развития культур, каждая из которых проходит в своем развитии три стадии:

- юность (мифосимволическая ранняя культура);

- расцвет (религиозная высокая культура);

- упадок (поздняя окостеневшая культура).

Последняя стадия перерождается в цивилизацию, для которой характерны высокий уровень науки и техники, но упадок культуры и искусства. Он выделил восемь культур:

- египетская

- индийская

- вавилонская

- китайская

- греко-римская

- византийско-арабская

- западноевропейская

- культура Майя.

Он, ожидал возникновения еще и русско-сибирской культуры.

Каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во вселенной и т.п.

В книге «Закат Европы» Шпенглер подробно анализирует три души культуры: аполлоновскую, фаустовскую, магическую.

Аполлоновская душа – это душа античного времени. Для древнего грека и мир, и он сам, и боги, и даже атомы это все тела. В этом теле все снаружи: красота, мощь, ум. Нет ничего потаенного, внутреннего. Греки не знали никакой психологии в нашем смысле. Древние греки жили целиком в настоящем, то что погибло, для них уже не существует. Мы не знаем точных дат рождения или смерти очень многих великих людей античности. Греки и не стремились к точным датам.

С крушением античного мира и появлением христианства умирает античная, аполлоновская душа и появляется фаустовская душа, душа западноевропейской культуры, западного человека.

Если для грека тело было главным элементом всего окружающего, то для западного человека таким элементом стало пространство – чистое беспредельное пространство. У фаустовского человека появляется «внутреннее», появляется богатая внутренняя жизнь, он постоянно мучается внутренними противоречиями. У западного человека обостренное чувство истории, у него развита культура мемуаров, воспоминания о прошлом и ожиданий в будущем. У греков даже кладбищу в нашем понимании не было, и они весьма спокойно относились к своим предкам.

Только у европейцев появляется чувство покинутости. Античный человек – это политическое животное, по выражению Аристотеля, чья жизнь проходила среди общества, на площади – никогда не знал этого чувства. А европейский человек никогда не мог от него освободиться.

Как можно, по мнению Шпенглера, говорить о какой-то единой истории, если нет никакого единого человечества, есть совершенно разные культуры, совершенно разные восприятия мира.

В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» пространство. Здесь в этом странном и замкнутом мире, построенном магической душой, постоянно идет борьба света и тьмы, добра и зла, Бога и сатаны.

Магическая душа создала свою особенную и неповторимую культуру, которая в большей своей части для нас загадочна и непонятна.

Тойнби утверждал, что цивилизация зарождается в результате поисков ответов на вызовы, которые предъявляет людям либо природа, либо окружающие люди. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство (элита), которая увлекает за собой инертное большинство. Цивилизация живет, пока она может давать ответы на вызовы истории.

Тойнби выделяет несколько разных вариантов таких цивилизаций, однако, считает он, сейчас сохранилось лишь пять цивилизаций:

- китайская

- исламская

- индийская

- русская

- западная

Каждая цивилизация проходит стадии возникновения, после чего цивилизация гибнет, уступая место другой. В 20-е годы ХХ в. русский философ Сорокин выдвинул идею о трех видах фундаментальных культур человечества:

- религиозная (основа этой культуры – представление о боге и движении истории под воздействием трех воль: божьей, воли беса и воли человека);

- материалистическая (она основана на реальности, воспринимаемой чувствами, эта реальность является основой исторического движения);

- промежуточная.

Переход от одной культуры к другой проходит через стадии: кризис – крушение – очищение - переоценка ценностей – возрождение.

Таким образом, все теории исторического круговорота рассматривают историю как замкнутые независимые друг от друга локальные общественные образования. Подобную точку зрения разделяет – современная западная интеллигенция и многие государственные деятели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: