Задания Б

1. Выделите основу, укажите формообразующие аффиксы и их ГЗ.

Спой, бодрее, кем-нибудь, смеясь, смеющийся, трудящиеся, умер, триста, пятиметровый, мудрейший, братья, зимой.

2. Представьте словообразовательное гнездо, взяв в качестве исходных слова знать, наука, глупый. Пользуясь толковым словарем, начертите схему семантическую структуру этих полисемантов. Что вы можете сказать о сходстве и различии указанных структур?

3. Сгруппируйте субстантивы по общности словообразовательного значения.

Смелый, сосисочная, посевная, гардеробная, больной, прекрасное, суточные, коридорный, трагическое, командировочные.

4. Найдите среди следующих сочетаний слова, образованные морфолого-синтаксическим способом, укажите, каким именно, обоснуйте свою точку зрения.

Цветущая девушка, ограниченное тюремщиками пространство, далекое будущее, цветущая сирень, ограниченный человек, будущий студент.

5. Отграничьте слияние от сложения и раскройте скобки:

а) (черно)морский, (серо)коричневый, (мало)продуктивный, (народно)поэтический, (ясно)видящий, (дико)растущий, (литературно)художественный, (широко)доступный;

б) (мало)грамотный, долгоиграющая, долготерпение, (тёмно) красный, (полно)водный, дикообраз, (шаро)образный, (змее) подобный, (широко)экранный, (вечно)зелёный, (сто)процентный.

6. Что общего в структуре основ быстроглазый и быстрорастворимый, многоуважаемый и многодневный? В чём их различие?

7. Определите способ образования следующих слов. Установите с помощью словаре, какова норма ударения в словах:

Высокоодарённый, высокоразвитый, высокообразованный, высококвалифицированный,глубокоуважаемый.

8. Из словаря-справочника «Новые слова и значения...»[3] выпишите 5-7 слов, образованных лексико-семантическим способом. Проанализируйте отношения мотивации, установившееся между производящим и производным словом. Можно ли отнести эти слова к определенному словообразовательному типу? Выделить формант? Определите статус этого способа.

9. Определите, какой способ словообразования используется в следующих шуточных стихах.

... И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи...

(С. Бондаренко)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: