Появление и развитие дружбы

Содержательные взаимосвязи между детьми характери­зуются дружбой. Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимо­отношений (А.А.Аржанова, В.П. Залогина, Т. А. Маркова, А. В. Булатова и др.). Замечено, что уже в младшем дошкольном возрасте ребе­нок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д. Конечно, объект дружбы еще часто меняется. Нет длительных дружеских объединений. Только что не поделили игрушку и поссо­рились, а через минуту уже снова самые близкие друзья. Однако этот период «доосознаваемой» детьми дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга («Мы вместе с ним играем», «Мы живем в одном доме», «Он мне всегда игрушки дает»). Правда, подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные при­влекательные качества друга, а какие-то внешние прояв­ления или мало значащие факты. Однако это можно объяс­нить скорее неумением ребенка анализировать свои отно­шения и чувства.

В конце среднего, начале старшего дошкольного возрас­та происходит значительная перестройка дружеских взаи­моотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем гово­рить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).

Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разоб­раться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявля­ют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., т.е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятель­ности. В интереснейшем исследовании Т. А. Марковой, изу­чавшей феномен дружбы у старших дошкольников (см. в кн.: Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968) отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они гото­вы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, ре­зультаты деятельности считать лучшими даже вопреки спра­ведливости (рисунок друга самый лучший).

Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 челове­ка, реже - по двое. И если уж образовалось содружество, они стараются не допускать к себе других детей и ревниво следят за этим. Задача педагога - сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благо­творна для каждого ее члена, но и не допускать изолиро­ванности детей от всей группы. Для решения этой задачи воспитатель организует в группе интересные для всех дела. Дружеские объединения детей естественно вливаются в общую деятельность и вместе с тем имеют возможность сохранять себя. Это могут быть подготовка празднично­го концерта, спортивного праздника, соревнований, об­щий труд. Друзья выполняют работу на каком-то одном участке, например, им можно поручить оформление угол­ка для родителей или поделок для малышей и др. Так вос­питатель не нарушает дружбу, не разъединяет детей, а, наоборот, учит их выполнять не только личные (своей маленькой группы) дела, но и работу, важную и интерес­ную для всех.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появ­ление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания соци­альных взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: