Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества. В античной социальной философии Платон («Законы», «О государстве») выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне. Аристотель в обществе выделял: богатый слой (плутократию), средний класс и лишенный собственности класс. Он отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.
В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого.
Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.
В новое время в общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.