Сравнительно новой областью исследования для философии является и феномен массовой культуры - культуры, приспособленной к вкусам широких масс людей, технически тиражируемой в виде множества копий и распространяемой с помощью современных коммуникационных технологий - телевидения, радио, интернета.
В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, переданным в простых и понятных всем образах, а с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.
К основным составляющим массовой культуры относятся:
средства массовой информации (СМИ), которые делятся на печатные (газеты и журналы) и электронные (радио, телевидение, интернет). Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии - «желтой прессе» XIX - начала XX в. Время показало высокую эффективность СМИ для манипулирования общественным мнением. Как правило, «эксперты» и «специалисты» этой индустрии формируют мнения публики в интересах заказчика, а их прогнозы имеют мало общего с настоящей наукой;
|
|
индустрия досуга - кинофильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыка и т.д.;
систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь предстает безостановочным процессом и важнейшей целью существования человека. По словам немецкого психолога Эриха Фромма, в потребительском обществе человека начинают определять не потому, кто он есть, а по тому, что он имеет;
тиражируемая мифология – от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях одного народа по сравнению с другими. Как и во всякой мифологии, интеллект здесь заменяется эмоциями, что привлекает легковерных людей, не склонных к размышлениям.
Массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. Пока невозможно определить, снизит при этом массовая культура общекультурный уровень или напротив - поднимется сама на более высокий уровень.