Понятие субкультуры. Основания формирования и выделения субкультур

Первоначально слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала 18 в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимся изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Термин cубкультура произошёл от лат. «sub» – под и «cultura» – культура (дословно «подкультура») – это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определённой социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от неё. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Считается, что, хотя «в современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наибольшее применение при исследованиимолодёжи.

Таким образом, именно молодёжь признается основным носителем субкультур в современном обществе. Она предрасположена к этому вследствие специфического образа жизни и статусных особенностей большинства её представителей. Это подтверждается рядом факторов:

1. Возрастные особенности накладывают существенный отпечаток на формирование субкультуры – молодёжи в гораздо большей степени свойственно стремление к групповой идентичности, с одной стороны, и противопоставление себя «миру взрослых», с другой. «Юношеский возраст (15-18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребёнок, ещё не взрослый).

Амбивале́нтность (от лат. Ambo – «оба» и лат. Valentia – «сила») – двойственность отношения к чему-либо, в особенности – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении». В молодом возрасте несовершенство окружающего социального мира ощущается наиболее остро. Соответственно, появляется либо желание этот мир переделать (вариант «мятежа»), либо отгородиться от него и создать свой собственный мир (вариант «ухода»).

2. Во-вторых, неформальное общение в жизни молодых людей занимает гораздо более существенное место вследствие того, что профессиональные, материальные, карьерные, семейные заботы ещё не приобрели доминирующей роли. Тем более что получение образования в школах, университетах и иных учебных заведениях создаёт все предпосылки для такого общения.

Однако естественная предрасположенность молодых людей к субкультурности отнюдь не означает того, что большинство из них представляют те или иные субкультурные группы или что вся молодёжь является такой группой по отношению к остальному обществу. Бурное развитие молодёжных субкультур, их явное противопоставление себя всему обществу – это скорее исключение, свойственное отдельным периодам в истории тех или иных обществ, иногда цивилизаций.

Согласно сложившейся традиции под молодёжными субкультурами понимают сообщества, связанные с досуговой деятельностью (так называемые «неформальные объединения молодёжи»).

Учебно-профессиональные сообщества как субкультуры не рассматриваются, хотя они и соответствуют определению субкультуры. Например, студенты, обучающиеся в одном вузе, и тем более на одном факультете, объединены множеством идентифицирующих признаков, однако термин «субкультура» по отношению к ним обычно не употребляется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: