Изобразительная и письменная реклама Позднего Средневековья

В 15-16 вв. на территории Западной Европы продолжают лидировать устные формы рекламирования. Рыцарство переживает пору заката, однако герольды еще стараются созывать тех, кто не утратил воинственный дух, на красочные и опасные турнирные зрелища. К концу 16 в. турниры сходят на нет. Изобразительные средства рекламной деятельности не только не ослабевают, но укрепляют свои возможности воздействия на публику. Одним из таких средств стали красочные живописные вывески. Первые из них не имели вербального сопровождения, поскольку его мало кто мог бы прочесть из-за массовой неграмотности. Напротив, варианты геральдических изображений помогали ориентироваться простому люду в лабиринтах лавочек и харчевен.

Учитывая это обстоятельство, английский король Ричард 2 в 1393 г. Издал указ, обязывающий всех торговцев на своих домах вывесить опознавательные знаки в виде геральдических щитов или животных. Источники отмечают значительно возросший спрос на мастерство художников и златокузнецов, значительное повышение расценок на их продукцию.

Начертания букв постепенно начинают дополнять красочные фигуры вывесок – опыт письменной рекламы все настойчивее заявляет о себе в период Позднего Средневековья.

В 14-15 вв. в Англии практиковался своеобразный жанр письменной рекламы, именуемой «si quis» (от лат. «если кто»). Им обыкновенно начинались обращения в рукописных объявлениях, исполненных писцами по заказу людей различного звания на недавно вошедшей в оборот (с 14 в.) относительно подешевевшей бумаге.

В конце Средневековья на стенах домов, помимо «si quis», начинают наклеиваться афиши. Это развернутые словесные тексты, нередко сопровождавшиеся гравированными украшениями в виде рамок, виньеток и символических изображений. Такую форму оповещения ранее других общественных групп освоили бродячие актерские труппы. Их основной формой оповещения горожан о своем прибытии были громогласные шествия по улицам. Однако борьба городских властей с чрезмерным рекламным шумом сократила возможности подобных процессий. На подмогу пришли play bills - зрелищные афиши. Чаще всего их можно было увидеть на постоялых дворах и почтовых станциях. Отсюда возникло новое наименование рекламных обращений – poster, бытующее до нашего времени.

Вывод: Письменные формы культуры все настойчивее проникали в общественный быт, усиливая спрос на грамотных образованных людей, на рукописные книги. Свидетельством этого является рукописный каталог имеющихся в продаже манускриптов, относящийся к 1447 г. Выросший спрос на письменную продукцию различных жанров: книги, памфлеты, листовки, афиши явился главным стимулом изобретения печатного способа их тиражирования и становления нового этапа рекламной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: