И бысть вечер, и бысть утро, день третий

Комментируя это библейское описание создания растительного мiра на нашей планете, о. Глеб Каледа признается, что научные факты и по этой проблеме отсутствуют: «От самых первых этапов жизни в геологической летописи не осталось следов, поэтому приходится ограничиться лишь общими соображениями и догадками» [65, с. 31]. Упоминая о существующих гипотезах зарождения жизни в океане и на суше, прот. Глеб научно объясняет необходимость сотворения прежде флоры, а затем фауны: «Без растений животные не только задохнулись бы, но им нечего было бы есть, ибо только растения обладают способностью переводить неорганические формы материи в органические» [65, с. 31].

Однако относительно первого, то есть биогенной топо-атмосферы, которая является условием существования животных, можно высказать немалое сомнение. Такая гипотеза, впервые высказанная В.И. Вернадским, не соответствует библейскому Шестодневу. На создание растениями атмосферы времени было выделено маловато, меньше половины недели. Формирование состава атмосферы естественными средствами – путем фотосинтеза – требует гораздо более длительного времени, сотен миллионов лет. Нет никаких ни научных, ни тем более богословских оснований всерьез говорить о наличии процесса эволюции в формировании химического состава атмосферы, начиная с третьего дня творения. Бытописатель про «атмосферу» упоминает в первый день творения, когда были образованы небо и земля, и во второй день, когда нарече Бог твердь небо (Быт. 1, 8). К третьему дню, согласно повествованию пророка Моисея, атмосфера была уже сформирована, причем не зелеными растениями, которых пока еще не произрастила земля, но Самим Богом. Не следует честь создания неба (атмосферы) отнимать у Бога и приписывать земным произрастениям.

Что касается второго, то есть питания, мысль о. Глеба выглядит несомненной. Действительно, в полном согласии со Словом Божиим Святые Отцы неоднократно отмечали, что всем животным было изначально определено иметь всяку траву зелену в снедь (Быт. 1, 30).

Иеромонах Серафим (Роуз) приводит следующие слова святителя Василия Великого из его трактата «О сотворении человека»:

«Тебе, диким животным и птицам, говорит Писание, даны плоды, растительность и травы... Мы видим, однако, множество диких животных, которые не едят плодов. Какой плод принимает пантера, чтобы напитать себя? Каким плодом может удовлетвориться лев?

Тем не менее, эти существа, подчиняясь закону естества, были питаемы плодами. Но когда человек изменил свой образ жизни и нарушил границу, ему предписанную, Господь, по потопе, зная, что люди изнурены, позволил им употреблять любую пищу: яко зелие травное дах вамъ все (Быт. 9, 3). Чрез это позволение другие животные также получили свободу есть все.

С тех пор лев плотояден, с тех пор гриф высматривает падаль. Ибо грифы еще не озирали землю в то самое время, когда появились животные; действительно, ничто из того, что получило именование или существование, еще не умерло, чтобы грифы смогли бы его есть. Природа еще не разделилась. Ибо она была во всей своей свежести; охотники не занимались ловом, ибо это не было еще в обычае у людей; звери, со своей стороны, еще не терзали свою добычу, ибо они не были плотоядными... Но все следовали жизни лебедей, и все щипали траву на лугах...

Такова была первая тварь» [119, с. 83–84].

Заметим, что приведенные рассуждения святителя Василия Великого исключают возможность эволюционного изменения видов от поколения к поколению. Действительно, в описанной картине все разнообразие флоры и фауны уже изначально существует, а необходимого для «естественного отбора» механизма истребления в виде хищничества и плотоядения еще не появилось. Так что библейское свидетельство, равно как и точка зрения Святых Отцов, несовместимы с теорией эволюции – вопреки стараниям о. Глеба Каледы доказать обратное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: