Виды субъектов политики

Наиболее распространенная классификация субъектов, участвующих в политике, это деление на первичные (социальные) и вторичные (институциональные) виды.

Первый вид – первичные или социальные субъекты, которые включают конкретных индивидов и различные социальные слои. Можно выделить три основные социальные общности, которые выступают субъектами политики:

- территориальные общности, они образуются на основе исторической, культурной или территориальной близости – это нации, национальные меньшинства или жители какой-то территории;

- корпоративные общности, образуются на основе одинаковой или близкой по характеру деятельности – это профессиональные группы, например, врачи, учителя, пенсионеры;

- классовые общности, различаемые по разным основаниям: по отношению к средствам производства, по характеру труда, по присваиваемой доле общественного богатства. Последний признак на сегодняшний день считается наиболее объективным.

На основе присваиваемой доли общественного богатства различают три основных класса: высший, средний и низший.

Высший класс в современных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. К примеру, в США более 30 % всего национального богатства сконцентрировано в руках 1 % верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.

Средний класс включает в себя наемных работников - чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.

На самом высоком своем уровне – состоятельные профессионалы или управляющие крупными предприятиями – средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне – занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта – средний класс сливается с низшим.

Низший класс традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную работу в индустрии услуг и розничной торговле. Сюда же относятся безработные. В целом для низшего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию – заработной платы. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.

Средний класс является социальной опорой гражданского общества и политической стабильности, основой поддержки существующей власти. Средний класс обычно не приемлет преобразований «на скорую руку», к новым идеям относится осторожно, но именно он формирует политику, которая получила название «центристской», или в некоторых странах ее называют «политикой здравого смысла». Данная политика подразумевает плавность и планомерность социального и экономического развития общества, выработку таких решений, которые бы отвечали интересам большинства. Чем более многочисленным является средний класс, тем более богатым и устойчивым является общество.

Чтобы социальная группа рассматривалась как субъект политики, она должна отвечать следующим требованиям:

– иметь политические интересы;

– на ее базе должна быть сформирована общественно-политическая организация, которая будет руководить ее политической деятельностью;

– ее должна характеризовать массовая политическая деятельность.

Интересы являются основной движущей силой любой деятельности. В основе политического интереса лежит положение социальной группы в системе общественных отношений. Это положение зависит от множества факторов, например, количества и характера получаемого вознаграждения, от вида деятельности, от места и образа жизни, от ситуации в стране и т.д. Под воздействием различных процессов в обществе, например, очередных реформ, положение социальной группы может ухудшаться, а могут открываться перспективы для улучшения своего положения, соответственно рождается интерес, направленный на сохранение или улучшение своего положения. Интерес может реализовываться разными способами, но если используются политические способы, то социальная группа становится субъектом политики.

Второй вид - вторичные или институциональные субъекты, то есть политические институты. Это организации, образованные искусственно или сознательно на базе первичных субъектов. Термин «институт» в политике используется для обозначения разного рода упорядоченных социально-политических отношений. Политические институты обеспечивают согласованную политическую деятельность людей через создание различных политических организаций.

Политическими институтами являются государство, президентство как особый род власти, парламент, институт правительства, партии, профсоюзы, политические движения, правовые системы, суды и т.д.

Иногда выделяют еще третий вид субъектов политики – функциональный. Это те, кто, не имея официальной политической власти, могут тем не менее существенно влиять на политику. Это – церковь, финансово-промышленные структуры, теневые или полулегальные объединения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: