Политические права и свободы личности. Референдум и выборы

Согласно Конституции Российской Федерации, у граждан России для реализации своих политических интересов гарантированы следующие политические права и свободы:

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основные формы политического участия, доступные всем, когда каждый может выступить субъектом политики – это референдум и выборы.

Референдум в переводе с латинского означает «то, что должно быть сообщено». Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум может использоваться, например, для принятия Конституции, для принятия законов, для введения нового поста в государстве, для выяснения мнения общества по какой-то проблеме и т.д.

Наиболее эффективным является проведение референдумов регионального уровня, так как требует меньших затрат, и люди, участвующие в референдуме, более осознано отвечают на поставленный вопрос. При референдуме формулируется вопрос, который предполагает только два ответа «да» и «нет». Участники референдума не делают выбор, а выражают свое отношение к проблеме. Побеждает ответ, набравший большее количество голосов. Родина референдумов – Швейцария.

От референдума надо отличать плебисцит (обозначает решение простого народа). Это опрос населения с целью выяснения мнений, отношения к тому или иному вопросу внутренней или внешней политики. Плебисцит не влечет за собой обязательств государства по использованию его результатов.

Выборы – это механизм формирования органов власти.

Выборы имеют ряд черт:

- во-первых, через выборы происходит непосредственной влияние общества на тех, кто находится у власти. Если правительство нас устраивает, на очередных выборах мы его поддержим, если нет, проголосуем за оппозицию;

- во-вторых, выборы представляют собой средство проявления массовых настроений, но данные настроения могут быть не совсем объективными и быть подвержены контролю и манипулированию со стороны правительства. Например, перед выборами можно провести грамотную избирательную кампанию, срочно всем заплатить зарплаты, провести агитационные акции с привлечением известных артистов и т.д., естественно, все это отразится на массовых настроениях;

- в-третьих, выборы ограничивают частоту влияния народных масс в управленческие и политические процессы, то есть основная масса граждан участвует в политике только через механизм выборов, скажем, раз в 5 или 6 лет;

- в-четвертых, выборы ограничивают массовость участия в политике, не так часто пассивные граждане включаются в политическую деятельность.

Таким образом, выборы – это средство контроля над государством, но в то же время это средство, которое само контролируется государством.

В последнее время в обществе распространилось такое явление как абсентеизм, то есть уклонение людей от участие в выборах. Массовый абсентеизм может привести к тому, что выбранная власть будет иметь низкую легитимность, поэтому властям приходится законными способами бороться с этим явлением. Например, в некоторых странах борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Эти страны – Австрия, Бельгия, Голландия, государства Латинской Америки. Здесь за уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на госслужбу и т.д. В Австрии за уклонение от голосования граждане даже подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается в перечисленных странах как важный гражданский долг.

Демократические выборы должны отвечать следующим требованиям: они должны быть всеобщими, свободными, тайными, равными, прямыми, альтернативными.

Принцип всеобщности означает, что все граждане имеют право участия в выборах, но здесь возможно введения разумных ограничительных цензов, например, возрастной ценз и ценз оседлости. Так выбирать граждане России могут с 18 лет, быть избранными в Государственную Думу с 21 года, Президентом РФ можно быть избранным с 35 лет, для кандидата в Президенты введен дополнительный ценз – он должен быть гражданином России и проживать на территории России не менее 10 лет. Лишены избирательного права лица, признанные судом недееспособными или находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Свободные выборы означают, что организаторы избирательной кампании не могут создавать нормы, предписывающие за кого голосовать, и лишены права на легитимное насилие и на применение санкций по отношению к потенциальным избирателям, таким образом, они должны воздействовать на мотивационную структуру личности, влиять на электоральное поведение и побуждать избирателей отдать голоса за определенного кандидата или объединение.

Равные выборы означают, что голоса всей избирателей между собой равны и действует формула «один человек – один голос».

Выборы тайные означают, что избирателя нельзя заставить огласить свой выбор, если он этого не хочет.

Прямые выборы означают, что избиратель лично голосует за того или иного кандидата или партию. А принцип альтернативности гарантирует, что избирателю во время процедуры выборов были представлены альтернативные кандидаты и желательно, чтобы эти альтернативы были как можно более равносильны.

Существует два типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система – это система большинства. Большинство бывает двух видов: относительное и абсолютное, соответственно и мажоритарная система бывает двух видов:

- мажоритарная система относительного большинства - избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов (по данной системе в нашей стране формируют органы местного самоуправления, также эта система используется при выборах в органы законодательной власти субъектов федерации);

- мажоритарная система абсолютного большинства – для победы кандидату необходимо набрать больше половины голосов, как минимум 50% плюс 1 голос (по данной системе мы выбираем Президента).

Пропорциональная система представительства – одна из самых распространенных избирательных систем. При ней нет одного победителя, она основывается на соответствии между количеством голосов, поданных за партию и количеством получаемых ею депутатских мест (по данной системе в Росси формируется Государственная Дума и также в некоторых субъектах федерации она используется при формировании Законодательных собраний субъектов).

При пропорциональной системе существует два важных понятия:

- «электоральный барьер (порог)» – это минимальное количество процентов голосов, которое необходимое получить партии для того, чтобы она была допущена к распределению мест в Парламенте (в нашей стране проходной рубеж – 7%);

- «избирательный метр (квота)» – это количество голосов, равное одному депутатскому мандату. Считают его следующим образом: суммируют голоса, отданные за партии, прошедшие электоральный барьер, а затем полученный результат делят на количество мест, например, при выборах в Государственную Думу на 450, а затем эти «метры» распределяют среди партий, прошедших в парламент. Каждая партия получает столько мест, сколько раз избирательный метр уложится в число поданных за нее голосов.

Поясним на конкретном примере распределения мест в Государственную Думу 2011 года. Установленная в статье 83 Федерального закона методика распределения депутатских мандатов остается практически неизменной с 1993 года. Она относится к числу простейших из известных юридической науке (квота Хэйра в совокупности с методом наибольших остатков).

На выборах в Государственную Думу 2011 года электоральный барьер преодолели 4 партии: «Единая Россия» получила 49,32% (выраженных в поддержке 32 379 135 избирателей), КПРФ – 19,19% (12 599 507 голосов), «Справедливая Россия» – 13,24% (8 695 522 голосов) и ЛДПР – 11,67% (7 667 570 избирателей). Общее число голосов избирателей, поданных за данные партии, делится на число распределяемых депутатских мандатов, то есть на 450. Полученный результат в Федеральном законе именуется «первое избирательное частное». Далее число голосов избирателей, полученных партией, допущенной к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное.

Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после проведенного первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

Соответственно получаем с точностью до сотых долей следующие значения: для «Единой России» – 237,54, для КПРФ – 92,43, для «Справедливой России» – 63,79 и для ЛДПР – 56,22. При первичном распределении «Единая Россия» получает 237 мандатов, КПРФ – 92, «Справедливая Россия» – 63, ЛДПР – 56, и два мандата остаются нераспределенными, которые в соответствии с дробными частями дополнительно получают один «Справедливая Россия», другой – «Единая Россия». Итого у «Единой России» 238 мандатов, у КПРФ – 92 мандата, у «Справедливой России» – 64 мандатов и у ЛДПР – 56 мандатов[4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: