Старые товары не вечны: меняется мода, вкусы, появляются товары конкурентов, расширяются технологические возможности, насыщается рынок. Все это заставляет производителей постоянно обновлять свою продукцию. Однако, выпуск новинки - рискованное дело. Статистика показывает, что удерживается на рынке лишь 30%-60% новинок, в зависимости от отрасли. Причинами неудачи могут быть и слабая идея товара и плохое ее воплощение, дороговизна разработки и высокая цена, переоценка спроса, плохая реклама, неожиданный ответ конкурента. Надо заметить, что в настоящее время в России вопрос выпуска конкурентоспособной продукции стоит особенно остро. И дело тут не только в отсутствии инвестиций на разработку новинок, но и в неправильном подходе к разработке. Приводимый ниже материал показывает зарекомендовавший себя на рынке американский подход [7,9,10,17].
Прежде всего - постоянное создание новинок требует специальной организации фирмы. Этими вопросами занимается менеджмент [14].
Разработка новинки начинается с выработки на фирме стратегии создания нового товара. Перечислим этапы этой работы.
|
|
- В соответствии с миссией фирмы (элемент корпоративной стратегии - основное направление ее деятельности, см. Главу 10) решается вопрос: " На каких рынках и товарах следует сосредоточиться?"
- В соответствии с целями фирмы выбираются цели разработки
- новинки:
- скорая прибыль,
- расширение доли рынка,
- замена устаревшего изделия,
- независимость от одного рынка.
- Проводится анализ возможностей фирмы по разработке товара. Учитываются:
- технологические,
- финансовые,
- кадровые и др. возможности.
- Проводится анализ внешней среды, выясняются нужды и потребности покупателей, предложения конкурентов, мода, спрос, его перспективы.
- Оцениваются возможности стратегии разработки или покупки новинки:
- создание оригинального товара,
- модификация старого,
- покупка патента, лицензии на производство чужого товара,
- покупка целой фирмы, производящей перспективный товар.
- Выбор стратегии из перечисленных.
Если выбор пал на создание оригинального товара (самый сложный, рискованный и выигрышный вариант), то следующим будет этап " Разработка конкретного товара". Рассмотрим этот вопрос подробнее.