Общее высшее образование. Специальное высшее психологическое научное и практическое образование. Профессиональные качества психолога-консультанта. Персональные (личностные) качества психолога-консультанта.
Профессиональные требования, предъявляемые к работе психолога-консультанта. Моральные требования, предъявляемые к поведению психолога-консультанта. Кодекс профессиональной этики практического психолога. Ответственность психолога-консультанта перед клиентом.
Стратегия психологического консультирования (в рекомендациях психолога-консультанта клиенту). Исповедь клиента. Теоретическая ориентация психолога-консультанта. Ограниченность возможностей психолога-консультанта. Мотивация (собственные интересы) клиента. Альтернативные способы поведения клиента. Различные (альтернативные) психотерапевтические подходы. Интерперсональные личностные качества. Эмпатия. Открытость. Доброжелательность. Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту. Психологическая дистанция между психологом-консультантом и клиентом. Конструктивный подход к консультированию. Обстановка (ситуация) консультирования. Оптимальные условия консультирования.
Специальные требования, предъявляемые к психологическому консультированию. Психологическая травма. Законы формирования семьи и семейной жизни. Правила проведения психологического консультирования по семейным вопросам. Психологическая совместимость членов семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Системное (многоканальное) консультирование. Принцип «здесь и теперь». Деловой подход к психологическому консультированию.
ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
Контрольные вопросы
1. Какие знания желательно иметь психологу-консультанту?
2. Какими умениями и навыками должен обладать современный консультант-психолог?
3. Что включает в себя практическая подготовка психологической консультации к работе?
4. Каково содержание общей профессиональной подготовки психолога-консультанта?
5. В чем состоит специальная профессиональная подготовка психолога-консультанта?
6. Каковы психологические дисциплины, которые психолог-консультант должен достаточно глубоко изучить?
7. Для чего, кроме знаний и умений, психологу-консультанту необходим достаточно большой опыт практической работы?
8. Что представляет собой та научно-практическая база, на которой строится профессиональная подготовка психолога-консультанта?
9. Чем отличается практическая работа психолога-консультанта от научно-исследовательской работы ученого-психолога и учебной деятельности преподавателя психологии?
10. Каким образом повышается профессиональная квалификация психолога-консультанта и для чего это необходимо делать?
11. Каковы основные направления повышения квалификации консультанта-психолога?