Проблемы формирования гражданского общества и правового гос-ва в России

Вопрос

Конфедерация – это временный, переходный, надгосударственный союз суверенных государств, основанный на международно-правовом договоре, созданный для решения общих задач и целей (обороны, решения технических задач и т.д.), субъекты которого обладают правом сецессии (свободы выхода) и нуллификации (отмены, отклонения актов конфедерации на своей территории), имеют независимую систему органов власти, самостоятельное гражданство, валюту, национальную армию, налоговую систему.

Конфедерациями являлись:

1) Швейцария и Норвегия до 1905 г.;

2) США с 1776 по 1789 г.;

3) Объединенная Арабская Республика в 1958–1961 гг. (между Египтом и Сирией);

4) Сенегамбия до 1982 г. (распалась на Сенегал и Гамбию).

Признаки конфедерации:

1) является надгосударственным образованием;

2) имеет временные рамки существования;

3) в основании объединения лежит принцип рекомендательности исполнения её решений;

4) субъекты конфедерации обладают международной правосубъектностью;

5) субъекты обладают правом сецессии;

6) субъекты имеют право нуллификации.

Конфедерации, как правило, не имеют центральных исполнительных и судебных органов, а если они создаются, то круг деятельности этих институтов ограничен: союзные органы лишь координируют деятельность конфедеративного объединения и только по тем вопросам, для решения которых государства объединялись. Каждый субъект конфедерации сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые, военные соглашения с государствами, не входящими в союз.

Конфедерация рассматривается как временный переходный союз суверенных государств, ведущий либо к распаду союза на суверенные государства, либо к образованию федеративного государства. В настоящее время конфедерациями являются СНГ и Европейский Союз (ЕС). Но ЕС несет в себе черты не только конфедеративные, но и федеративные, так как некоторые акты ЕС имеют прямые действия на территории государств – членов ЕС, созданы Европарламент, единая европейская валюта и т.д. Роль Конституции в ЕС выполняет Лиссабонское соглашение, которое 27 государств ЕС подписали 13 декабря 2007 г.

Существенное отличие конфедерации (союза государств) от федеративного государства – отсутствие единого территориального суверенитета. Конфедерации – это межгосударственные объединения, предполагающие сближение правовых режимов территорий входящих в нее государств.


Вопрос

Проблемы формирования гражданского общества и правового гос-ва в России.

Гражданское общество – это совок-ть отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демокр-ого общ-ва независимо,автономно от гос-ва.

Основными элементами ГО являются:

-разнообразие и равенство форм собственности, -свобода труда и предпринимательства,- идеологическое многообразие и свобода информации,-незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, -цивилизованная правовая власть.

В последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ ГО в качестве комплексного конституционно-правового института.

Вопросы формирования ГО в России: 1. В духовной сфере сформировались институты г/о-ва в РФ 2. В политической сфере: свободная деят-ть полит/партий, но народовластия нет, они не могут обеспечить демократию; гос аппарат этому противостоит. 3. В экономической сфере: экономика строится политиками, она олигархическая, не сформирован средний класс, 1/3 населения на грани бедности.

Правовое гос-во – это характ-ка конституционно-правового статуса гос-ва, предполагающая безусловное подчинение гос-ва следующим принципам:

- народный суверенитет, - нерушимость прав и свобод человека со стороны гос-ва, - связанность гос-ва конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответ-ти власти как организационную основу ПГ, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального

Проблемы формирования ПГ в РФ: 1. Гражд-е общество в РФ т. формируется, общественные отн-ния не стабильны, переход к новой соц-й стр-ре требует времени; 2. эк-кие проблемы решаются непоследовательно => процессы разгосударствления идут однобоко, нет среднего класса собственников, поляризация доходов соц-х групп, медленное движение к рыночным отношениям; 3. кризис полит. системы – нестабильность властных отн-ний, полит.партии не имеют четкой соц-й ориентации, низкий уровень полит.культуры; 4. правовые вопросы: принятие неправовых з-в, спешка при принятии НПА, понимание важности права широкими слоями населения.

По К Россия – ПГ, но реально в РФ нет ПГ:

- нет разделения властей (законодательная власть под доминирующим влиянием аппарата) - нет развитого гражданского общества; - нет народовластия., нет верховенства закона (подзаконных актов больше чем самих законов, люди опираются на подзаконные акт, нежели на законы),


Вопрос

Система права – это деление правовых норм на отрасли права и институты права в зависимости от предмета и метода регулирования общественных отношений. Систему права определяет и как совокупную волю господствующего класса (нации, расы) или всего народа, выраженную в отрасли права. Система права показывает порядок объединения и дифференциацию юридических норм.

Норма права – это первичный элемент системы права, общеобязательное, формально определенное правило поведения властного характера, установленное или санкциониро-ванное государством или международными организациями, которое самостоятельно регулирует определенную частицу общественных отношений. Норма права имеет двухсторонний представительно-обязывающий характер.

Институт права – это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений в рамках отрасли права. Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через институты права. По сравнению с отраслями правовые институты менее автономны.

Главная функция правового института состоит в том, чтобы в пределах своей части общественных отношений определенного вида обеспечить цельное, относительно законченное регулирование. Большинство правовых институтов закрепляются в виде самостоятельных структурных подразделений кодификационного нормативного акта – главы или раздела, но полного тождества между институтом, а главой (разделом) нормативного акта нет.

Материальной предпосылкой для формирования правового института является наличие общественных отношений, которые объективно нуждаются в регулировании комплексом нормативных предписаний.

Решающая же активная роль в формировании институтов права принадлежит компетентным органам государства, которые в результате правотворческой (кодификационной) работы на основании имеющегося нормативного материала, а также данных практики и рекомендаций юридической науки формируют нормативные предписания, которые образуют правовой институт. Переход России к рыночной экономики привел к развитию частного права и возникновению новых институтов права, которые не были известны советскому социалистическому праву.

Обычно институты права состоят из нормативных предписаний одной определенной отрасли – государственного права, гражданского права, трудового права и т.д.

Сколько отраслей права столько и соответствующих институтов.

Институты также классифицируют на регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Регулятивные направлены на регулирование определенных общественных отношений; охранительные – на их охрану, защиту (характерны для уголовного права); учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Они характерны для государственного и административного права.

Подотрасли права – это совокупность институтов права, для которых характерна высокая степень специализации в рамках отдельных крупных отраслей права. Они регулируют отношения с определенной родовой обособленностью (близкие общественные отношения определенного вида).

Так, в гражданском праве выделяют следующие подотрасли права:

1) право собственности и других вещных прав;

2) обязательственное право (где есть общая часть и два института: договорных и внедоговорных обязательств);

3) личных, неимущественных прав;

4) право на результаты творческой деятельности;

5) наследственное право и другие.

В государственном (конституционном) праве выделяют подотрасли избирательного и парламентского права, в трудовом – пенсионного, в земельном – подотрасли горного, водного, лесного и другие.

Отрасль права – это обособившаяся совокупность однородных правовых норм, институтов, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Отрасль права можно определить и как самостоятельную часть системы права, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения. Отрасль права представляет более высокий уровень системообразующих связей, представляет собой определенную условность, автономность.

Основное место в системе права занимает конституционное (государственное) право – ведущая отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи и Функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношения личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Выделяются также комплексные отрасли: предпринимательское право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, которые соединяют в себе разнородные нормы и институты.

Необходимость отраслевой дифференциации правовой системы обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает и изучению права, и совершенствованию нормативных правовых актов.


6 вопрос

Подзаконные нормативно-правовые акты.

Указы и распоряжения Президента РФ. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

— указы в границах собственных полномочий;

— указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

— указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора).

По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативные и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.).

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

нормативно-правовые акты российского Правительства.

Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения.

Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

Весьма существенно расширены полномочия органов местного самоуправления. Их представительные" органы (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) — постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида — директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации меж-дународных обязательств. В постановлениях же содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.


7 вопрос

Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированности гос-вом и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Правовую культуру определяют:

- степень развитости правосознания населения;

- уровень развития правовой деятельности; -

степень совершенства всей системы правовых актов.

Высокая степень развитости правосознания характеризуется:

- признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита его прав и свобод:

- осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей; и правовой установкой граждан на правомерное поведение;

- знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов;

- широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;

- позитивным отношением к суду.

Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:

наличие сильной юридической науки;

качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля; вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом;

высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;

соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

развитость и совершенство гос-ного аппарата;

авторитет суда как в системе органов гос-ной власти, так и среди населения;

наличие гарантий независимости судебной власти;

демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;

высокое качество правоприменительной деятельности.

Совершенство системы правовых актов достигается благодаря:

наличию в гос-ве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых (подзаконных) актов - законам; четкой иерархии нормативно-правовых актов;

высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

структуру правовой культуры составляют:

1) правосознание,

2) правовые заповеди,

3) правовые символы,

4) право,

5) правовые отношения,

6) законность и правопорядок,

7) правомерная деятельность субъектов,

8) государственно-правовые институты,

9) юридическая наука,

10) юридические акты.

Уровни правовой культуры: обыденный, профессиональный и теоретический (научный).

Обыденная правовая культура обычно характеризуется отсутствием глубоких обобщений (СМИ).

Профессиональный уровень правовой культуры – юристы-практикии, всем те, кто связан с правовой деятельностью.

Теоретический (научный) - ученые-юристы, работники научно-исследовательских и учебных центров


8 вопрос

Право – это система формально определенных, общеобязательных юридических норм, выражающих обобщенную волю общества, а также конкретные интересы различных слоев, групп людей, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.

Право- мера возможного поведения людей.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках.

Признаки права:

- волевой характер (проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций).

- общеобязательность (все равны перед законом)

- формальная определенность (письменное закрепление и официальная форма выражение норм права)

- связь с государством (монополия на осуществление принуждения принадлежит государству, принуждение - необходимая функция соблюдения прав)

- системность (Первый элемент — естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и госуарство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.)

- нормативность (Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т.д.)


9 вопрос

Науки принято делить на: технические, естественные, гуманитарные. Юридические науки являются гуманитарными.

ТГП находясь в системе гуманитарных наук тесно взаимодействует с философией, социологией, экономической теорией, историей.

Предметы этих наук определенным образом входят в вопросы государства и права, но в отличии от ТГП и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах Г и П. Предметы этих наук значительно шире и государственно правовые вопросы изучаются ими лишь в связи с другими вопросами входящими в предметы этих наук. Все называемые гуманитарные науки по отношению к ТГП являются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет ТГП.

Сама же ТГП по отношению к этим наукам является частной наукой т.к. предмет ТГП не выходит за рамки гос-но правовых явлений. ТГП являясь частной наукой при исследовании своего предмета так или иначе опирается на положения и выводы общих гуманитарных наук. В свою очередь ТГП детально изучая государственно правовые вопросы формулирует по ним определенные положения и выводы. Которые в свою очередь используются общими гуманитарными науками.

ТГП это наука: общественная; фундаментальная юр-ая; вводная; методологическая; интегративная и обобщающая(изуч. Гос-во и пр-о в целом).

Между ТГП и другими гуманитарными науками науками существует двухсторонняя связь.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГП дает конкретный материал для широких философских обобщений. ТГП опирается на выводы философской науки и черпает свои идеи.

Экономические науки -изучают законом-ти общественного производства и распределения материальных благ, формы собственности, особенности развития эк-мики общ-ва в историч-ие эпохи. В зависимости от того, какое значение придаётся исследователем роли эк-мики в развитии социальных процессов, по-разному определяется сущность гос-ва и пр-а. В одних случаях сущность сводится к экономическим факторам (К.Маркс, 1818-1883), в других-экономика предстает в качестве одного их таких факторов (М.Вебер, 1864-1920).

Соприкосновение с политологией, изуч-щей политические системы и политическое сознание общества. ТГП использует данные политологии для характеристики взаимоотношений институтов гос-ва и негос-нных политических институтов. Из ТГП политологоия черпает данные о механизме и функциях гос-ва, об особенностях функционирования институтов гос-ва в разные историч-ие эпохи. Много общего у ТГП с психологией и этикой, изучающими механизмы регулирования поведения личности, для теории важны выводы психологии и этики, в части исследования факторов, которые влияют на мотивы поведения лиц.


10 вопрос

Право – это система формально определенных, общеобязательных юридических норм, выражающих обобщенную волю общества, а также конкретные интересы различных слоев, групп людей, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.

Соотношение права и морали Под моралью понимается один из способов регулирование поведения человека в обществе с помощью норм, кот. получают обоснование в виде идеалов добра и зла, долга справедливости и т.п. В отличие от правового регулятора норма морали имеет менее формализованный характер. Это касается и самого правила поведения, и тем более санкций. Они обеспечиваются не гос-ым принуждением, а общественным мнением, оценками со стороны окружающих и т.д. Жесткой грани между правом и моралью нет изначально. Общ-ые отношения не содержат чего-то такого, что может решаться только правовым способом или регулироваться морально. Главные отличия: за нарушение правовых норм возможно гос-ное принуждение, а моральных- обществ-ное принуждение. Разница связана с гос-вом, главное, что отличает право от др. соц-ых регуляторов, заключается в его связи с гос-вом. Правовое поведение дает возможность для вынесения обязательного решения, есть возможность обращения в суд, правовое поведение в публичном пространстве.

Право и мораль различаются:

1. Мораль складывается стихийно и начинает действовать по мере обладания сознания у большинства. Правовые нормы создаются спец-ой правотворческой деятельностью, вводятся в действие с такого-то числа, должны соблюдаться безотносительно к мнению адресата.

2. Право это равный масштаб, применяемый к разным людям. Моральный принцип- кому больше дано, с того больше и спрос. Право формальный регулятор (всякий, любой, каждый)

3. Право предлагает конкретизированный, детализированный вариант поведения, мораль предлагает только принцип поведения или указывает на цель, с которой должен двигаться человек, должен сам выбирать вариант поведения.

4. Право зафиксировано в официальных источниках - институализировано. Мораль содержится в сознании.

5. Воздействие права и морали. Поддерживают друг друга, все основные требования морали зафиксированы в праве.

6. Проблемы противоречий права и морали: мораль консервативна, право прогрессивно, мораль категорична.


11 вопрос

Юридическая ответственность - это возможность наступления неблагоприятных последствий личного, имущественного и специального характера и сами последствия, которые возлагаются гос-вом в установленной процессуальной форме на нарушителя права.

Юр.ответственность – способ реагирования государством на правонарушения, осуществление предусмотренных санкций.

Принципами юридической ответственности являются:

- неотвратимость;

- законность;

- справедливость;

- гуманизм;

- ответственность только за вину;

-обоснованность;

- целесообразность;

- индивидуализация наказания.

Неотвратимость - обязательность отрицательной реакции гос-ва в виде юридической ответственности (наказания) за каждое совершенное виновное правонарушение.

Законность - строгая реализация требований правовых норм при привлечении виновного лица к юридической ответственности.

Справедливость - фундаментальный принцип юр-кой ответственности, который подразумевает: личную ответственность виновного правонарушителя; недопустимость привлечения к юр-кой ответственности дважды за одно и то же правонарушение; запрет обратной силы закона, отягчающего положение лица, привлеченного к юридической ответственности; обретенную силу закона, смягчающего положение правонарушителя и устраняющего преступность и наказуемость деяния; соответствие вида юридической ответственности и тяжести наказа степени общественной опасности правонарушения.

Гуманизм - запрет при привлечении к юридической ответственно пыток и иного жестокого, бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.

Принцип виновной ответственности предполагает возможность привлечения к юридической ответственности и назначения наказания только при условии вины (умысла и неосторожности) в деяниях правонарушителя. Безвиновное привлечение к ответственности - объективно вменение - запрещается.

Обоснованность юридической ответственности (и наказания) включает: -установление факта совершения конкретным лицом конкретного правонарушения; - всесторонность и объективность исследования обстоятельств дела и доказательств; - наличие всех элементов состава правонарушения; - доказанность вины правонарушителя; - издание правоприменительного акта, подтверждающего указанные обстоятельства (состав правонарушения, вину и т. д.) и назначающего соответствующее наказание.

Целесообразность - соответствие вида юридической ответственности, наказания целям кары, правовосстановления, предупреждения и воспитания и степени общественной опасности правонарушения.

Индивидуализация - учет личности виновного при привлечении к юридической ответственности и назначении наказании


12 вопрос.

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная своим социально-культурным укладом, традициями, обычаями, политическая организация публичной суверенной власти.

Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство — на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

— обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.).

Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.


13 вопрос

Форма правления - элемент формы государства, который определяет - систему организации высших органов государственной власти; - порядок образования данных органов и сроки их деятельности; - их компетенцию, порядок их взаимоотношений и взаимодействия с населением.

Основными видами форм правления являются:

- монархия;

- республика.

Отличительная особенность монархии - принадлежность верховной власти не избираемому народом, а, как правило, наследственному правителю-монарху. В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе: Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия; Люксембург; Дания; Норвегия; микрогосударства - Андорра, Монако, Лихтенштейн, Ватикан. В Азии: Саудовская Аравия; Кувейт; Объединенные Арабские Эмираты; Непал; Таиланд; Малайзия; Япония. В Африке: Марокко; Лесото. Ряд монархий находится в Океании. Монархиями являются: Канада; Австралия; Новая Зеландия. Главой данных государств является монарх Великобритании (в настоящее время королева). Монархия отличается следующими признаками: - главой государства является монарх; - власть монарха передается по наследству; - деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно; - монарх не избирается народом; - монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме случаев антимонархической революции, переворота и т. д.); - монарх, как правило, является главнокомандующим вооруженными силами; - существует особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность церемониал. Монархия может быть – абсолютной и ограниченной. При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью (издает законы, назначает должностных лиц и др.)

Разновидностями ограниченной монархии являются:

- дуалистическая;

- парламентарная.

Дуалистическая монархия - промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии: - наличие, наряду с монархом, иных высших органов гос-ной власти - парламента и правительства (что несвойственно абсолютной монархии); назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом); - назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом; - монарх выполняет функции реального главы государства. Дуалистические монархии были распространены в конце XIX - начале XX в. (в период буржуазно-демократических революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Примеры дуалистической монархии сегодня: Кувейт; Непал. До 1990 г. оба эти государства являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта против Ирака совместна с международными силами 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается следующими признаками: - наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти - парламент, правительство и др.; - парламент избирается народом; - правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте, в результате выборов правительство ответственно перед парламентом (также и в парламентарной республике); - имеет место разделение властей; - монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т. д.); - лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления гос-вом (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви - Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются. В настоящее время парламентарными монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, а также Япония и др. Особой разновидностью монархий являются нетрадиционные монархии: Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия. Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий - Эмиратов (Шарджи, Дубай и др.), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

При республиканской форме правления высшие органы государственной власти избираются населением и их деятельность ограничена опреде­ленным сроком.

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского - общенародное дело). Можно выделить следующие основные признаки республики: высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом);

- деятельность данных органов ограничена определенным сроком;

имеет место разделение властей - на законодательную, исполнительную и судебную

Основными видами республик являются:

- президентская;

- парламентская;

смешанная (парламентско-президентская);

нетрадиционные виды республик.

Сущность президентской республики в том, что среди высших органов гос-ной власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой гос-ва и главой правительства. Можно выделить следующие признаки президентской республики: - и официальным, и фактическим главой гос-ва является президент. - президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране; - президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента; - президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента); - президент возглавляет правительство; - правительство ответственно перед президентом; - президент является верховным главнокомандующим; - президент имеет право вето на законы, принятые парламентом; - президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты; - президент имеет право распускать парламент (в некоторых гос-вах); - президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации. Примеры президентской республики – США, Мексика.

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов гос-ной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Парламентская республика имеет следующие признаки: - парламент является важнейшим из органов государственной власти; - правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах; - правительство ответственно перед парламентом; - фактическим руководителем гос-ва является глава правительства-премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах); - в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент - номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции. Примеры парламентских республик: Италия, Германия.

Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом, Основные признаки смешанной (парламентско-президентской республики): - в стране одновременно имеются "сильный" парламент и "сильный" президент; - президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства; - наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями; - и президент, и парламент участвуют в формировании правительства; - правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка). Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция.


14 вопрос

Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и санкционируемое государством, с целью регулирования общественных отношений.

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств. По степени гипотеза бывает: абсолютно-определенная (срок давности); абсолютно неопределенная; относительная (действует на определенной территории, например, на территории военного городка).

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.


15 вопрос

Теория государства и права - это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства.

Предмет ТГП – основные закономерности возникновения, развития, становления и функционирования государства и права.

Сам предмет теории государства и права как и любой другой науки историчен, т.е. данная теория развивается в пространстве и во времени.

Особенностями или характерными чертами предмета теории государства и права являются:

1) общие специфические закономерности: возникновение и историческое движение государства и права; развитие и функционирование государства и права; переход одного типа государства к другому; развитие демократии, законности и правопорядка; формирование правового государства;

2) основные коренные вопросы: сущность, тип, формы, функции, структура и механизм воздействия государства и права, эволюция государств, соотношении государства и установленного в нем права, характеристики современных политических взглядов в конкретном государстве;

3) общая теория - теория государства и права формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются другие науки, является основой всех других гуманитарных наук;

4) единство науки - является единой наукой, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимодействии.

Из названия этой юридической науки следует, что предметом ее изучения являются два взаимосвязанных института — государство и право. При этом нельзя смешивать институты государства и права как определенные формы социальных отношений и науку о них — теорию государства и права.

Под предметом понимается то, что изучает данная наука. Предметом теории государства и права выступает юриспруденция в целом:

- система основных понятий юриспруденции;

- государство и право как взаимосвязанные явления (их зарождение, развитие, современное состояние).


16 вопрос

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.

Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Структура исполнительной власти:

1. органы исполнительной власти;

2. государственные служащие;

3. юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;

Признаки Исполнительной Власти:

1. является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

2. является проводником государственной политики в жизнь;

3. подчиняется закону по своему характеру и задачам;

4. объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

5. её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

6. является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти:

1. подзаконодательное регулирование;

2. осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

3. административное правоприменение

4. осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

5. административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

6. охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

7. информационное обеспечение органов государственной власти;

Судебная власть. Согласно Конституции РФ, судебная власть в РФ:

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность;

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5. финансирования судей из федерального бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: