З. Фрейд. 1) 0-1 – оральная стадия (сосет что-нибудь)

1) 0-1 – оральная стадия (сосет что-нибудь)

2) 1-3 – анальная стадия (толстый кишечник) (процесс испорожнения)

3) 3-5 – фаллическая стадия - характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущая эрогенная зона - генитальные органы. Сексуальность этой стадии направлена на родителей(противоположного пода).

4) 5-12 - латентная стадия. Снижение полового интереса (затишье).

5) 12-18 – генитальная стадия (половое развитие). Подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.

Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

1) 0-1,5 (2) - сенсомоторная стадия – поведение строится на основе координации и движения;

2) 1,5–2 до 7 лет - дооперационная стадия – мышление с помощью представления;

3) 7 до 12 лет - стадия конкретных операций – возникает логическое рассуждение;

4) 12 до 17 лет - стадия формальных операций – способность логически мыслить, пользоваться абстрактными понятиями и выполнять операции в уме.

Американский психолог Л. Колберг сделал акцент на моральное развитие и развитие нравственности и выделил следующих три уровня.

1.0 до 7 лет - страх наказания:

1 ступень - страх перед правом силы,

2 ступень - страх быть обманутым и недополучить благ.

2.13 лет - стыд перед окружающими людьми:

3 ступень – стыд перед товарищами, ближайшим окружением;

4 ступень - стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

3.после 16 лет - совесть:

5 ступень - желание соответствовать своим нравственным принципам,

6 ступень – желание соответствовать собственной системе нравственных ценностей.

Периодизация Э. Эриксона на основе формирования идентичности и включает восемь этапов:

1) 0-1 – раннее младенчество – надежда (формируется доверие к людям и любовь к родителям);

2)1-3 – позднее младенчество – воля (формируется самостоятельность, уверенность в себе или наоборот);

3) 3–5 лет – возраст игры – целеустремленность (инициативность, активность, подражание взрослому, признаки полуролевого поведения);

4) 5-11 лет – среднее детство – компетентность (трудолюбие, стремление к достижению, развитие коммуникативных и познавательных качеств);

5) 11-20 лет – половая зрелость, подростничество, юность – верность (жизненное самоопределение, мировоззрение, эгоцентричность, половая поляризация в формах поведения);

6) 20-40 лет – ранняя взрослость – любовь (стремление к контактам с людьми, интимность, желание и способность посветить себя другим людям, рождение, воспитание детей);

7) 40 (45) – 60 – средняя взрослось – забота (эгоизм, застой в труде);

8) 60 и старше – поздняя взрослось (взвешенная оценка прошлого, принятие прожитой жизни, ощущение ее полезности).

Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: