1) 0-1 – оральная стадия (сосет что-нибудь)
2) 1-3 – анальная стадия (толстый кишечник) (процесс испорожнения)
3) 3-5 – фаллическая стадия - характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущая эрогенная зона - генитальные органы. Сексуальность этой стадии направлена на родителей(противоположного пода).
4) 5-12 - латентная стадия. Снижение полового интереса (затишье).
5) 12-18 – генитальная стадия (половое развитие). Подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.
Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:
1) 0-1,5 (2) - сенсомоторная стадия – поведение строится на основе координации и движения;
2) 1,5–2 до 7 лет - дооперационная стадия – мышление с помощью представления;
3) 7 до 12 лет - стадия конкретных операций – возникает логическое рассуждение;
4) 12 до 17 лет - стадия формальных операций – способность логически мыслить, пользоваться абстрактными понятиями и выполнять операции в уме.
Американский психолог Л. Колберг сделал акцент на моральное развитие и развитие нравственности и выделил следующих три уровня.
1.0 до 7 лет - страх наказания:
1 ступень - страх перед правом силы,
2 ступень - страх быть обманутым и недополучить благ.
2.13 лет - стыд перед окружающими людьми:
3 ступень – стыд перед товарищами, ближайшим окружением;
4 ступень - стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
3.после 16 лет - совесть:
5 ступень - желание соответствовать своим нравственным принципам,
6 ступень – желание соответствовать собственной системе нравственных ценностей.
Периодизация Э. Эриксона на основе формирования идентичности и включает восемь этапов:
1) 0-1 – раннее младенчество – надежда (формируется доверие к людям и любовь к родителям);
2)1-3 – позднее младенчество – воля (формируется самостоятельность, уверенность в себе или наоборот);
3) 3–5 лет – возраст игры – целеустремленность (инициативность, активность, подражание взрослому, признаки полуролевого поведения);
4) 5-11 лет – среднее детство – компетентность (трудолюбие, стремление к достижению, развитие коммуникативных и познавательных качеств);
5) 11-20 лет – половая зрелость, подростничество, юность – верность (жизненное самоопределение, мировоззрение, эгоцентричность, половая поляризация в формах поведения);
6) 20-40 лет – ранняя взрослость – любовь (стремление к контактам с людьми, интимность, желание и способность посветить себя другим людям, рождение, воспитание детей);
7) 40 (45) – 60 – средняя взрослось – забота (эгоизм, застой в труде);
8) 60 и старше – поздняя взрослось (взвешенная оценка прошлого, принятие прожитой жизни, ощущение ее полезности).
Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков.