Товарная политика представляет собой комплекс мероприятий по формированию конкурентных преимуществ товара.
Цели товарной политики:
· Обеспечение прибыли;
· Увеличение товарооборота;
· Приумножение доли рынка, на котором действует фирма;
· Снижение расходов на производство;
· Повышение имиджа;
· Снижение рисков.
Задачи товарной политики:
· Обеспечить формирование оптимального ассортимента;
· Поддерживать конкурентоспособность товаров на заданном уровне;
· Адаптировать ассортиментный набор к требованиям рынка (покупателей);
· Находить для товаров перспективные сегменты и ниши;
· Способствовать разработке товарных знаков, упаковки, сервиса.
Направления товарной политики:
1. Формирование товарного ассортимента и номенклатуры – набор товаров, формируемый по определенным признакам и направленный на удовлетворение разнообразных потребностей:
· Производственный товарный ассортимент – совокупность товарных линий и отдельных товаров, выпускаемых производителем, исходя из его производственных возможностей;
|
|
· Торговый товарный ассортимент – совокупность товарных линий и товаров, формируемая предприятиями торговли с учетом их специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
2. Присвоение марочных названий:
· Товарный знак – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное). Служит для индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
· Торговая марка – понятие более широкое, чем товарный знак, поскольку аккумулирует в себе все чувства и эмоции, вызываемые у потребителей данным символом;
· Логотип – часть торговой марки, которую можно опознать, но невозможно произнести (символ, изображение, отличительная окраска). Например, всем известный логотип Nike или Макдональдс.
3. Создание упаковки – поместив товар в эффектную упаковку, можно обеспечить значительно больший прирост его продаж, чем проведении других маркетинговых мероприятий, в частности рекламы:
· Упаковка может привлечь внимание потенциальных покупателей, позволяя, при необходимости, ознакомиться основными характеристиками товара, помогает выбрать требуемый товар. Сказанное особенно актуально для магазинов розничной торговли, работающих на принципах самообслуживания;
· Упаковка может создать удобство в потреблении товара, обеспечить приятный внешний вид, подчеркнуть его престижность;
· Упаковка позволяет покупателю быстро выбрать товар нужной ему марки или соответствующей фирмы;
· Упаковка может обеспечить определённые выгоды покупателю.
4. Организация сервисного обслуживания – системы обслуживания покупателя, позволяющей обеспечить оптимальное потребление товара в течение периода, приемлемого для потребителя:
· Предпродажный;
· Послепродажный:
· Гарантийный;
· Послегарантийный.