Монополия и монопольная власть

Монополия – исключительное право производства, торговлии других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопольной властью. Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара.

Contents [hide]
  • 1 Что дает монопольную власть?
    • 1.1 Барьеры входа
    • 1.2 Прибыль монополии
      • 1.2.1 Рассчетный пример
  • 2 Монопольная власть и ее оценка
    • 2.1 Измерение монопольной власти
      • 2.1.1 Показатель монопольной власти Лернера
      • 2.1.2 Индекс монопольной власти
      • 2.1.3 Индекс Херфиндаля - Хиршмана

[edit] Что дает монопольную власть?

Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.

Если фирма является единственным продавцом товара, который не имеет близких заменителей, то потребитель сталкивается с чистой монополией.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

Не следует отождествлять понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: это неодно и то же. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистым монополистом.

В узком смысле, монополия – это фирма – единственный поставщик уникального продукта.

Характерные черты чистой монополии:

  • понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
  • покупатели не имеют возможности выбора;
  • чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  • чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

[edit] Барьеры входа

Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:

  • естественные, которые возникли по экономическим причинам; * искусственные, которые создаются институциональным путем.

Основныевиды естественных барьеров:

  • экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде. размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
  • контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

Искусственные барьеры:

  • патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав – стимулирование творческой активности.
  • лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
  • нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены.

[edit] Прибыль монополии

Не следует пре увеличивать силу монопольной власти. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, т.е. в определенной мере она также ограничена в своих действиях:

  • условиями рыночного спроса конкуренцией со стороны импорта потенциальной конкуренцией в связи с появлением товаров-заменителей в условиях НТР
  • конкуренцией за бюджет потребителя со стороны других фирм, каждая из которых стремится занять как можно более существенное место в бюджете потребителя антимонопольным законодательством, которое принято во всех развитых странах.

Такимобразом, чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является крайней формой рыночной структуры. Чистая монополия, возникнув на базе рыночной экономики, функционирует по ее законам.

Для чистого монополиста кривая спроса на продукцию фирмы есть отраслевая кривая спроса.

Выбирая цену, монополист тем самым выбирает объем выпуска. И наоборот, выбирая объем выпуска монополист выбирает цену:

  • Если цена растет, то объем выпуска уменьшается.
  • Если объем выпуска растет, то цена падает.
  • Если объем выпуска уменьшается, то цена растет.

[edit] Рассчетный пример

Кривая рыночная спроса накладывает ограничения на возможности монополиста реализовать монопольную власть. Чтобы продать рыночную продукцию, монополист должен снижать цену, и притом цену не только последней единицы товара, а цену всей партии.

Изрисунка видно, что линия MR лежит ниже кривой спроса, т.к. MRP. Если график спроса имеет вид прямой, то линия предельных издержек также прямая. График предельных издержек пересекает отрезок ОА пополам (О – начало координат,А – точка пересечения графика спроса с осью OQ). Ценовая стратегия монополиста учитываетэластичность спроса на продукцию фирмы, и ее связь с валовой выручкой.

  1. Когда спрос эластичен, то снижение цены вызываетрост TR. При этом MR >0.
  2. Когда спрос неэластичен, снижение цены вызывает сокращение TR, при этом MR <0.
  3. Когда коэффициент эластичности равен единице, то TR достигает максимума, а MR =0.

В ценовой политике рационально мыслящий монополистбудет избегать неэластичные участки. Он будет выпускать такое количество продукции, чтобы спрос на нее был эластичен. Пределы изменения цены и объемы продаж ограничены ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Фирма-монополист, как и любая фирма, имеют цель – максимизация прибыли. Она наращивает объем выпуска до тех пор, пока неслучится, что MC = MR. Проследим это графически.

Объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста,определяется точкой пересечения кривых MR и MC. После того, как найден оптимум Qm, фирма использует кривую спроса для нахождения монопольной цены Pm. Таким образом, условие равновесия монопольной фирмы: Какую же прибыль получит монополист?

Для определения монопольной прибыли необходимознать соотношение цены и средних издержек производства.

  1. Pm > ATC. В этом случаефирма получает прибыль, равную (равна площади заштрихованного прямоугольника).
  1. ATC < P < AVC. Кривая D лежит ниже кривой совокупных издержек (ATC)при любых значениях Q, ивыше кривой AVC при определенномвыпуске. В этом случае чистый монополист несет экономические убытки и,минимизируя их, продолжает производство.
  2. ATC = P. Цена полностьюпокрывает экономические издержки, и экономическая прибыль равна нулю.

Все эти рассуждения подтверждают неверность распространенного представления в том, что чистый монополист всегда получает экономическую прибыль.Успехи монополиста, как и конкурентной фирмы, зависят от рыночной ситуации.Монополизация отрасли не гарантирует фирме высокой прибыли.

В долгосрочном периоде монопольная фирма обеспечитравновесие в том случае, если сможет удержать контролируемую ею отрасль отпроникновения в нее других фирм. Здесь прибыль никак не может играть роль приманки, т.к. вход в отрасль заблокирован входными барьерами. Чистый монополист,благодаря этим барьерам, может получать экономическую прибыль и в долгосрочномпериоде.

Монополия лишена кривой предложения, т.к. саманазначает цену, а не принимает ее как данность. Решение об объеме выпусканеотделимо от кривой спроса, с которой сталкивается монопольная фирма.

[edit] Монопольная власть и ее оценка

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своеготовара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Степеньмонопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полноймонопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальнойпродукции. Но чистаямонополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то жевремя большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеютнекоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма,говорят об относительной монопольной власти. Необходимойпредпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса напродукцию фирмы. Итак,фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельныхиздержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью.Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.

[edit] Измерение монопольной власти

Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:

[edit] Показатель монопольной власти Лернера

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержкамиего производства:

L = PMCP

L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. Нужнозаметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC.

[edit] Индекс монопольной власти

Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q, то получим формулудля вычисления индекса монопольной власти: M = πTR = PLACP. Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти, хотя обратное неверно.

[edit] Индекс Херфиндаля - Хиршмана

Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана:

HHI =∑ i =1 nPi 2

где Pi – это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы врыночном предложении отрасли, n – количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi =100, тогда H =10.000.

10.000 – это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H <1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н≥1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показател ьне дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров.

Рассмотрим источники, или факторы монопольной власти (т.е. то, от чего зависит монопольнаявласть):

  • Доля фирмы в рыночном предложении.
  • Отсутствие/наличие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью. Чем больше доля фирмы (1), и чем меньше заменителей у товара, тем больше монопольная власть.
  • Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: