double arrow

Коэффициент Лернера

Другой подход к определению степени рыночной власти фирмы базируется на положении о том, что в условиях совершенной конкуренции цена совпадает с предельными издержками, т.е. Р=МС. Поэтому значительная часть исследователей исходит из того, что фирма обладает рыночной властью только тогда, когда она имеет возможность влиять на установление рыночной цены выше предельных издержек, т.е. выше конкурентного уровня рыночных цен. Такой случай имеет место там, где функционирует монополия. Известно, что монополия выбирает объем выпуска (Q), максимизирующий прибыль.

Коэффициент Лернера (30-е годы ХХ века), используемый для определения степени конкурентности рынка, свободен от проблем, связанных с подсчетом нормы доходности. Этот показатель отражает, насколько рыночная цена отклоняется от предельных издержек:

Р – МС 1

L = –––––––– = ––––,

P |Ed|

где МС - предельные издержки;

Ed - прямая эластичность спроса по цене.

Коэффициент Лернера изменяется от нуля (в условиях совершенной конкуренции) до единицы (в случае совершенной монополии и нулевых предельных издержках). Монопольная власть тем выше, чем выше значение коэффициента Лернера, то есть, чем сильнее цены превышают предельные издержки.

Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую норму прибыли, поскольку прибыль зависит от соотношения цены и средних (а не предельных) издержек. Фирма может обладать большей монопольной властью, но получать меньшую прибыль, если ее средние издержки достаточно выше.

На рынке, где имеет место олигополия, существует усложненная зависимость между индексом Лернера, ценовой эластичностью спроса и степенью монопольной власти. При рассмотрении олигополии по Курно, каждый олигополист решает задачу максимизации прибыли, воспринимая уровень выпуска любого конкурента как постоянный.

Приравнивая предельную выручку предельным издержкам и подставив соответствующее значение в формулу индекса Лернера, получаем, что для рынков олигополии, где n фирм взаимодействует по Курно, показатель Лернера для фирмы будет находиться в прямой зависимости от доли фирмы на рынке (отношение объема продаж рынка к отраслевому объему продаж) и в обратной от показателя эластичности спроса.

Р – МС Si

L = –––––––– = ––––, где Si – рыночная доля фирмы

P |Ed|

Таким образом, рыночная власть отдельного олигополиста зависит не только от уровня ценовой эластичности спроса, но и от его доли на рынке. Большая доля на отраслевом рынке обеспечивает фирме большую рыночную власть.

Средний для отрасли индекс Лернера (когда весами служат доли фирм на рынке) будет вычисляться по формулк L=HHI/Ed, где HHI – индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана.

На рынке олигополии существует экзогенная взаимосвязь между показателем концентрации и монопольной власти.

Кларк, Дэвис и Уотерсон предложили следующую интерпретацию зависимости индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм:

для отдельной фирмы

для отрасли,

где β – показатель согласованности ценовой политики фирм, принимающее значение от 0 (что соответствует взаимодействию фирм по Курно) до 1 (что соответствует заключению картельного соглашения).

Коэффициент Тобина (q-Тобина)

 
 

Коэффициент Тобина, известный также как q-ratio, связывает рыночную стоимость фирмы, измеряемую рыночным курсом ее акций, с восстановительной стоимостью ее активов:

где Р - рыночная стоимость активов фирмы (рыночная капитализация);

С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения всех активов фирмы по текущим ценам.

Идея коэффициента Тобина основывается на том, что если рыночная оценка стоимости фирмы превышает ее восстановительную стоимость (q-ratio > 1), то это означает, что фирма получает, или ожидается, что она будет получать, экономическую прибыль. Таким образом, в основе коэффициента Тобина лежит предположение об эффективности финансового рынка.

Несмотря на то, что коэффициент Тобина косвенно оценивает монопольную власть фирмы, он достаточно широко используется, так как позволяет избежать проблемы, связанные с оценкой нормы доходности или предельных издержек. Многочисленные исследования установили, что коэффициент Тобина в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальную продукцию, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшим значением индекса действую в конкурентных или регулируемых отраслях.

Коэффициент Папандреу (коэффициент проникновения)

Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Однако сам показатель перекрестной эластичности остаточного спроса на продукцию фирмы не всегда может указывать на наличие монопольной власти, для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 году предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цен конкурентов на один процент:

 
 

где

Qdj – объем спроса на товар фирмы;

Рj – цена конкурента (конкурентов);

λj – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванному понижением цены (0 < λj < 1):

.

Чем меньше значение коэффициента Папандреу, то есть чем ниже или перекрестная эластичность, или коэффициент ограниченности мощностей конкурентов, тем меньшей монопольной властью обладает фирма.

Коэффициент Папандреу учитывает при оценке степени монопольной власти ограниченность мощностей конкурентов. Действительно, степень взаимозаменяемости продукции на рынке может быть велика, соответственно большое значение будет иметь и показатель перекрестной эластичности, но если мощности конкурентов максимально загружены, то фирмы-конкуренты никоим образом не смогут повлиять на положение рассматриваемой фирмы.

Надо отметить, то коэффициент Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях. Вместе с тем этот показатель интересен тем, что он затрагивает два аспекта монопольной власти: наличие товаров-заменителей и ограниченность производственных мощностей конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: