Антидепрессантами называют вещества, применяемые для лечения депрессий. Антидепрессивное (тимолептическое) действие является следствием различных механизмов (связанных с медиаторами – моноаминами или ферментом, разрушающим их в пределах синапического окончания - МАО).
Аналептики являются стимуляторами ЦНС общего действия. Они либо усиливают процесс возбуждения, облегчая синаптическую передачу нервных импульсов, либо подавляют тормозные механизмы, действуя практически на всех уровнях ЦНС.
Студент должен представлять:
· механизмы действия различных групп антидепрессантов;
· механизмы действия аналептиков.
Студент должен знать:
· классификацию антидепрессантов;
· классификацию аналептиков;
· фармакологические характеристики групп антидепрессантов и аналептиков.
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на антидепрессанты и аналептики.
Список препаратов к теме:
Ниаламид, пиразидол, метралиндол, моклобемид, имизин, амитриптилин, флуоксетин, флуоксамин, сертралин, тразодон, бемегрид, этимизол, кордиамин, камфора, сульфокамфокаин, цититон, лобелина гидрохлорид, кофеин бензоат-натрия, налоксон.
|
|
Основные теоретические вопросы:
1. Понятие об антидепрессантах. Классификация антидепрессантов и механизмы их действия.
2. Фармакологическая характеристика ингибиторов МАО: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
3. Фармакологическая характеристика ингибиторов нейронального захвата моноаминов: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
4. Понятие об аналептическом действии. Классификация аналептиков и механизмы их действия.
5. Аналептики прямого действия: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
6. Аналептики рефлекторного действия: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
7. Аналептики смешанного действия: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: аналептическое действие, депрессия, дыхательный центр, моноамины, моноаминоксидаза (МАО), сосудодвигательный центр, тимолептическое действие, тирамин.
2. Выпишите рецепты: а) флуоксетин; б) сульфокамфокаин; в) кордиамин для парентерального введения.
3. Пользуясь справочной литературой, найдите и запишите синонимы следующих лекарственных средств:
· Инказан;
|
|
· Аурорикс;
· Прозак;
· Золофт;
· Лобесил;
· Никоретте.
4. Решите ситуационные задачи:
А) Пациент А., 56 лет, страдающий артериальной гипертензией 2 степени, проходит лечение в стационаре с диагнозом «депрессия». Ему назначен препарат из группы ингибиторов МАО. Диета данного пациента предполагает отсутствие продуктов, содержащих тирамин.
Задания:
· Определите препарат, который мог быть назначен пациенту;
· Приведите три – четыре примера продуктов, которые должны быть исключены из рациона пациента;
· Объясните причины ограничения диеты;
· Выпишите рецепт на препарат, который назначен пациенту.
Б) В реанимационное отделение поступил пациент 30-и лет. На фоне алкогольного опьянения он уснул в гараже и получил отравление угарным газом. Дыхание слабое, редкое, поверхностное.
Задания:
· Укажите, какие аналептики предпочтительно использовать для оказания помощи пострадавшему;
· Изложите механизм действия препарата;
· Назовите аналептик - 25% раствор диэтиламида никотиновой кислоты;
· Перечислите основные признаки передозировки аналептиков.
Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 17.