Все группы социальная психология делит на условные и реальные:
Условные – объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.), реальные личности не имеют прямых отношений, могут никогда не встречаться.
Реальные – существуют как общности в определенном пространстве и времени, члены этих групп связаны определенными отношениями. Эти группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, функциям и общественному значению. Реальные группы принято их делить на большие и малые.
Малые – объединения с небольшим количеством участников, включенные в систему общественных отношений (рабочие коллективы, учебные объединения, спортивные команды)
Большие – значительные человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте, но объединены следующими свойствами: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою, нахождение в определенном месте в конкретный час.
Большие группы делятся на 2 очень разных подтипа:
Организованные, длительно существующие – классы, этносы, профессиональные группы, их характеризует длительность существования и закономерность возникновения и развития, управляются традициями, обычаями, нравами, устоями.
Неорганизованные, стихийно возникающие – публика, толпа, аудитория – общности, возникшие случайно и существующие кратковременно, характеризующиеся общим эмоциональным пространством, управляются социльно-психологическими механизмами подражания, заражения, внушения.
Малые группы имеют следующую типологию. Референтная группа (группа, с которой человек соотносит себя в идеальном плане, психологически причисляет себя, разделяет ее ценности и нормы) и группа членства (сообщество, в которое человек включен).
В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:
· подражание - следование какому-либо примеру, образу;
· внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;
· заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;
· убеждение - метод воздействия на сознание личности;
· идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления.
Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Х.Андерсена о голом короле. Эта сказка - пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не "как все", получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.