Классификация групп

Все группы социальная психология делит на условные и реальные:

Условные – объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.), реальные личности не имеют прямых отношений, могут никогда не встречаться.

Реальные – существуют как общности в определенном пространстве и времени, члены этих групп связаны определенными отношениями. Эти группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, функциям и общественному значению. Реальные группы принято их делить на большие и малые.

Малые – объединения с небольшим количеством участников, включенные в систему общественных отношений (рабочие коллективы, учебные объединения, спортивные команды)

Большие – значительные человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте, но объединены следующими свойствами: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою, нахождение в определенном месте в конкретный час.

Большие группы делятся на 2 очень разных подтипа:

Организованные, длительно существующие – классы, этносы, профессиональные группы, их характеризует длительность существования и закономерность возникновения и развития, управляются традициями, обычаями, нравами, устоями.

Неорганизованные, стихийно возникающие – публика, толпа, аудитория – общности, возникшие случайно и существующие кратковременно, характеризующиеся общим эмоциональным пространством, управляются социльно-психологическими механизмами подражания, заражения, внушения.

Малые группы имеют следующую типологию. Референтная группа (группа, с которой человек соотносит себя в идеальном плане, психологически причисляет себя, разделяет ее ценности и нормы) и группа членства (сообщество, в которое человек включен).

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

· подражание - следование какому-либо примеру, образу;

· внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

· заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

· убеждение - метод воздействия на сознание личности;

· идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Х.Андерсена о голом короле. Эта сказка - пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не "как все", получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: