Тема 4. Варново–кастовая социальная иерархия. Правовой строй и принципы государственного правления

Поздневедийский период. Основы древнеиндийской цивилизации и ее историческое самосознание сформирова­лись в поздневедийский период. Основной ячейкой общества в это время была община свободных полноправных земледельцев, охватывавшая одну или не­сколько деревень. Общины носили территориальный характер, но большинство их членов были связаны и родственными узами. В деревнях жило также неполноправное население, стоявшее вне общины и не допущенное к отправлению ее культов. В укреплен­ных центрах селилась знать и размещался царский двор, суще­ствующий за счет сбора средств с подвластных ему общин. Ни крупных городов, ни богатых дворцов, ни централизованного бю­рократического аппарата еще не было. Царь рассматривался как медиатор интересов своих подданных, поддерживающий обще­ственный порядок, и ключевой элемент ритуального обеспече­ния.

В поздневедийский период на основе традиционной арийской стратификации сложился жесткий сословный строй. Насчитывалось четыре сословия–варны («сорта»): жрецов – брахманов, воинов – кшатриев, полноправных общинников – вайшьев и шудр («слуг») – лиц, стоявших вне общин и вынужденных кормиться мелким ремеслом, работой по найму, услуже­нием или бродяжничеством. Все эти сословные статусы должны были неукоснительно передаваться по наследству. Члены трех высших варн именовались «дваждырожденными» (вторым рож­дением для них считался обряд посвящения в общинные арий­ские культы). За каждой Варной утверждались свои права, своя еда, убранство дома, цвет одежды и т.п.; преступления членов низших варн против высших предписывалось карать на порядок более строго, чем обратное. Брахманы учили, что разные варны были сотворены из разных частей тела первочеловека Пуруши (брахманы – из уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер, а шудры – из ступней).

В эту же эпоху протекал интенсивный политогенез: резко обо­собилась военная и жреческая знать, самоуправление все больше ограничивалось делами отдельной общины, а дела всего социума переходили в исключительную компетенцию вождя, превращаю­щегося в царя, окруженного значительным двором.

Процессы со­циального расслоения завершились в VII– VI вв. до н. э. создани­ем крупных территориальных царств – махаджанапад («вели­ких царств»), включавших обширные территории и мелкие зави­симые владения. По традиции, в это время существовало 16 арий­ских махаджанапад, располагавшихся от Южного Афганистана (царство Камбоджа) и верхнего Инда (царство Гандхара) до р. Нармады (царство Аванти) и среднего – нижнего Ганга (цар­ства Кошала и Магадха); «Срединная Земля» (где располагались царства Ватса, Куру и Панчала) потеряла свое прежнее значение.

«Буддийский» период. Середина I тыс. до н. э. была временем бурных перемен, на­чинающих новый, так называемый «буддийский» период исто­рии Индии (V–III вв. до н. э.). К числу этих перемен относится бурный хозяйственный подъем, рост населения, зарождение обмена, который позволял значительной части населения сосредоточиться на ремесле и торговле, что привело к масштабной урбанизации. Многие укреплен­ные центры власти и мелкие поселения предшествующего перио­да превращаются в большие густонаселенные города с десятками тысяч жителей, обширным и богатым ремесленно– торговым сек­тором. Ремесленники и торговцы разных специализаций обычно образовывали профессиональные наследственные корпорации, напоминающие средневековые цеха, главы которых играли решающую роль в городском самоуправлении.

Формируется социальная группа крупных частных собственников, состоящая, прежде всего, из купцов, ростовщиков и верхушки ремесленной корпораций. Увеличилось количество рабов, однако рабство по-прежнему носило домашний патриархальный характер – непосредственно в производстве рабы использовались мало.

Увеличивается могущество царей; в североиндийских царствах появляется бюрократический аппарат, служилая знать и регулярное налогообложение. На смену аристократической дружине и народному ополчению приходит регулярная армия.

«Классическая эпоха». В «классическую эпоху» (II в. до н.э. – V/IV вв. н.э.) окончательно кристаллизовались феномены, доминирующие в последующие века: религиозная система индуизма, общинно–кастовый строй и политическая раздробленность.

Сельская община оставалась главной ячейкой социума, но внутридеревенская специализация и дифференциация зашла до вольно далеко: кроме полноправных общинников – землевладель­цев, в деревне было множество зависимых и безземельных работ­ников (батраков, должников, сельских ремесленников и т.д.). Статус лиц всех этих категорий в норме передавался по наслед­ству, и в каждой области семьи сходного социально– профессио­нального статуса образовывали эндогамные корпорации – ка­сты, вне пределов которых браки не заключались. Каждая каста имела специфические обычаи и ритуалы, помогающие ей сохра­нять замкнутость и идентичность. Городское население также об­разовало касты, сложившиеся на основе давно существовавших ремесленно–торговых профессиональных корпораций.

Касты считались более или менее «высокими» в зависимости от престижа той или иной профессии и, таким образом, представ­ляли собой иерархически упорядоченные наследственные про­фессионально–родовые группы, охватившие все население Индии. Приспосабливаясь к канонической концепции четырех варн, ка­сты причисляли себя к какой–либо из них: высшие земледельче­ские касты – к брахманам и кшатриям, торгово-ростовщические – к вайшьям. Основная масса ремесленников и рядовых крестьян теперь, в отличие от былых времен, рассматривались как шудры, так как степень их эксплуатации, экономического и внеэкономического подчинения верхушке общества была уже явно несовместима с представлением о свободном самоуправляю­щемся общиннике – вайшье. Вне варн находились касты «не­прикасаемых», занимавшиеся ритуально нечистыми работами; прочие жители тщательно избегали общения с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: