В некоторых отношениях деятельность Екатерины была направлена прямо противоположно тому, что делали её западноевропейские «коллеги»:
- Екатерина много трудов положила на создание в России сплоченных сословий, наделенных каждое своими особыми правами, тогда как в странах Запада как раз в это время права сословий законодательно выравнивались.
- Точно также она, продолжая замыслы Петра I, насаждала цеховую организацию городских ремесленников в то самое время, когда цехи повсеместно распадались.
- Она не предприняла ни малейшей попытки не только уничтожить, но и ограничить право помещиков распоряжаться трудом и имуществом крепостных.
- И сословное деление общества, и цеховые стеснения свободы предпринимательства (не говоря уже о крепостном праве) противоречили идеям времени. Можно ли из этих фактов сделать вывод, что «просветительство» Екатерины – демагогия «на экспорт» (кстати, такая точка зрения имеется в отечественной историографии XX в.)?
Были ли идеи Просвещения вообще приложимы к русскому обществу? Если «были, но не все», то какие?
Что из сделанного Екатериной II оказалось самым долговечным?