Кто может обращаться в МС и по каким делам?

Первым постоянным международным судом стала Постоянная па­лата международного правосудия (ППМП), статут которой был при­нят Собранием Лиги Наций в 1920 г. Палата прекратила свое существование в 1946 г.

В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный Суд ООН (г.Гаага, Нидерланды ). Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута МС (Статут — неотъемлемая составная часть Устава ООН), а также Регламента Суда, принятого в 1946 и пересмотренного в 1978 гг.

Функции Международного Суда:

1. Это главный орган, который разрешает споры только между государствами (Сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только го­сударства)!

2. МС правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам ГА и СБ ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультатив­ные заключений по юридическим вопросам с разрешения ГА. При этом их запросы не должны выхо­дить за пределы их компетенции. Так, например, в 1996 г. МС отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ относительно пра­вомерности применения государством ЯО оружия во время воо­руженного конфликта, указав, что этот вопрос не входит в компетен­цию ВОЗ.

Консультативное заключение представляет собой мнение между­народных судей по тому или иному юридическому вопросу и, как пра­вило, носит рекомендательный характер. Однако сторона, обратившаяся с запросом, может признать для себя обязательным консульта­тивное заключение МС. Начиная с 1946 г. МС вынес более 20 консультативных заключений.

Большой резонанс вызвало консультативное заключение МС от 8 июля 1996 г. по запросу ГА ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем МС, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ЯО. Суд также единогласно постано­вил, что угроза силой или применение силы с использованием ЯО, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 и ст. 51 Устава ООН, являются противоправными.

МС состоит из 15 судей, избираемых сроком на 9 лет ГА и СБ. Каждые 5 лет смена 1/3 судей. Состав судей должен обеспечивать представительство главнейших форм, цивилиза­ции и основных правовых систем мира.

На основании Статута МС (ст.36 ч1) в суд могут быть переданы дела сторонами споров, которые возникли в результате толкования или применения международных договоров.

При этом юрисдикция Суда может быть:

- Обязательной. Государства подписывают договор, в котором написано, что любой спор может быть передан в суд по просьбе одной из сторон, а другая сторона заранее согласилась на обязательную юрисдикцию суда Т.е. участвующие в Статуте государства могут в любое время, сделав соответствующее заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, указанным в п. 2 ст. 36 Статута: толкование договора; любой вопрос МП; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры воз­мещения, причитающегося за нарушение международного обязатель­ства

- Факультативной. Спор может быть рас­смотрен в Суде только с согласия всех спорящих сторон, т.е. держава, подписывающая договор, не соглашается с обязательной юрисдикцией, делает оговорку.

Но государство имеет право делать оговорки, признавая обязательную юрисдикцию МС, а также имеет право снимать свои оговорки. Известны 13 типов оговорок (касаются конкретных вопросов), по которым не обязательно передавать дело в суд, хотя юрисдикция Суда и признается: - Вопросы относительно территории и границ, - Безопасности…

К настоящему времени 65 государств-членов ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией МС, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают это согласие по существу иллюзорным

СБ ООН наделен функцией следить за исполнением решений. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязатель­ства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе об­ратиться в СБ ООН, который может сделать реко­мендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Для образования судебного присутствия достаточен кворум в 9 судей. Однако, как правило, Суд заседает в полном составе.

Дела в Суде возбуждаются двумя способами:

- нотификацией спе­циального соглашения, заключенного между сторонами в споре, либо

- подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления, в том и в другом случаях должны быть указаны стороны в споре и его предмет (п. 1 ст. 40 Статута).

Суд вправе указать, какие меры, по его мнению, должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких мерах немедленно доводится до сведения сторон и СБ ООН. Так, получив 9 апреля 1984 г. жалобу Никарагуа против США, Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о временных мерах, согласно которому США должны были немедленно прекратить минирование никарагуанских портов и иные посягательства на территориальную целостность или политическую независимость Никарагуа с помощью любых военных или полувоенных действий.

Судопроизводство делится на письменную и устную стадии. Суд устанавливает сроки предоставления сторонами меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их доку­ментов.

Устное судопроизводство заключается в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей и адвокатов сторон. Слушание дела производится публично, если по решению Суда или по требова­нию сторон не определен иной порядок. По завершении слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения реше­ния. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и носят кон­фиденциальный характер. Решения принимаются большинством го­лосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос председателя считается решающим.

Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение (мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с мотивами) или декларацию (краткая констата­ция несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обязате­льную силу только для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу! Решение Суда окончательное и может быть обжаловано лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему ха­рактеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, прося­щей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заяв­лены по истечении десяти лет после вынесения решения.

Согласно ст. 38 Статута, Суд разрешает споры на основании МП, применяя международ­ные конвенции; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные реше­ния и доктрины в качестве вспомогательного средства для определе­ния правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, ре­шать дела, исходя из справедливости (ex aequo et bono).

За время своего существования МС рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территори­ями, делимитации морских пространств и континентального шель­фа и др.

Существование МС ООН не исключает воз­можности создания специальных международных судов на основе других соглашений как универсального, так и регионального характе­ра. В связи с этим можно назвать Международный трибунал по мор­скому праву, Европейский суд по правам человека.

64. Диалектика правовой природы Европейского союза.

Европейский союз. Договор о Европейском союзе (ЕС) подписан в Маастрихте (Нидерланды) в 1992 г., который вступил в силу 1 ноября 1993 г., дополнен в Амстердаме (вступил в силу в 1999 г.)2. ЕС состоит из Европейских сообществ, а последние, в свою очередь, состоят из Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Целями ЕС являются образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты; утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе - и совместной оборонной политики; сохранение и приумножение общего достояния.

ЕС руководствуется следующими принципами: уважение национальной идентичности государств-членов с демократическими системами правления; уважение прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека 1959 г. и общими принципами права Европейского сообщества, сообразуясь с конституционными нормами государств-членов.

Согласно ст. 3 деятельность организации включает:

- отмену таможенных пошлин и количественных ограничений на импорт и экспорт в торговле между государствами-членами, а также других мер, имеющих такой же характер;

- общую торговую политику;

- внутренний рынок, характеризующийся отменой препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами;

- меры, касающиеся въезда и передвижения лиц на внутреннем рынке;

- общую политику в сферах сельского хозяйства и рыболовства;

- общую транспортную политику;

- установление системы, предотвращающей нарушения на внутреннем рынке;

- политику в социальной сфере, включая деятельность Европейского социального фонда;

- экономическое и социальное сплочение;

- политику защиты окружающей средь:;

- повышение конкурентоспособности промышленности Сообщества;

- содействие исследованиям и технологическому развитию;

- вклад в достижение высокого уровня здравоохранения;

- вклад в образование, профессиональное обучение и расцвет культуры в государствах-членах;

- политику сотрудничества в содействии развитию;

- вклад в усиление защиты потребителя;

- мероприятия в области энергетики, социальной защиты и туризма.

Целями общей внешней политики и политики безопасности ЕС являются защита общих ценностей, основных интересов и независимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него государств, мира и международной безопасности, содействие развитию международного сотрудничества, демократии, соблюдению прав и свобод человека.

Страны ЕС должны предоставлять друг другу и Совету всю необходимую информацию по любому вопросу, представляющему взаимный интерес во внешней политике и политике безопасности. Они должны координировать свои действия в международных конференциях.

Основными направлениями сотрудничества являются: а) политика предоставления убежища; б) правила, регулирующие пересечение лицами внешних границ государств-членов и осуществление соответствующего контроля; в) иммиграционная политика и иные действия в отношении граждан третьих стран, в том числе регулирование условий въезда и передвижения граждан других государств на территории ЕС, условия проживания иммигрантов, борьба с несанкционированной эмиграцией; г) борьба с наркоманией; д) борьба с другими злоупотреблениями в международном масштабе; е) правовое сотрудничество в гражданских делах; ж) сотрудничество в области уголовного права и расследования уголовных дел; з) таможенное сотрудничество; и) сотрудничество национальных полицейских ведомств (в борьбе с терроризмом, наркоманией и т. д.), в том числе организация в масштабе ЕС системы обмена информацией в рамках Европейского полицейского ведомства (Евро-пол). При решении этих проблем действия ЕС и государств-членов должны осуществляться в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенцией о статусе беженцев 1952 г. и т. д.

Основными органами ЕС являются Совет, Европейский парламент, Комиссия, Суд, Европейский совет и Европол.

Российская Федерация и Европейский союз 24 июня 1999 г. заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу для Российской Федерации 1 декабря 1997 г.). Целью партнерства являются обеспечение соответствующих рамок для политического диалога между сторонами Соглашения, способствующего развитию тесных отношений между ними в этой области; содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям между сторонами, базирующимся на принципах рыночной экономики, и, таким образом, поощрение устойчивого развития сторон; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике.

Между сторонами Соглашения устанавливается регулярный политический диалог. Как правило, два раза в год должны проводиться встречи Президента России, Председателя ЕС и Председателя Европейских сообществ.

Стороны предоставляют друг другу общий режим наиболее благо-приятствуемой нации. Товары с территории одной стороны, импортируемые на территорию другой стороны, не подлежат, прямо или косвенно, обложению внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода.

Соглашение не исключает запретов или ограничений импорта, экспорта или транзита, оправданных с точки зрения общественной морали, обеспечения правопорядка или общественной безопасности; защиты здоровья и жизни людей, животных и растений; защиты природных ресурсов; защиты национальных, художественных, исторических или археологических ценностей или охраны интеллектуальной собственности или применения правил, касающихся золота или серебра.

В Соглашении предусмотрены нормы относительно координации усилий сторон в области социального обеспечения, учреждения и деятельности компаний, трансграничного предоставления услуг.

Для осуществления наблюдения за применением Соглашения учрежден Совет сотрудничества. Он заседает на уровне министров, как правило, раз в год. В соответствии со ст. 95 Соглашения учрежден Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Федерального Собрания Российской Федерации и Европарламснта. Он дает рекомендации Совету сотрудничества.

Членами ЕС являются 25 государств. Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе.

65. Стадии становления Европейского cоюза как межгосударственного интеграционного объединения.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 380 млн человек3, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире.

Страны – члены ЕС (по порядку вступления): с 1957 г. – Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. – Великобритания, Дания, Ирландия; С 1981 г. – Греция; с 1986 г. – Испания, Португалия; с 1995 г. – Финляндия, Австрия, Швеция. На долю этих стран приходится более 25% всего объёма мировой торговли, около 1/3 официальных международных ликвидных резервов, 36% средств, направляемых в качестве донорской помощи развивающимся странам4.

Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь – это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.[1] Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики;

5) создание валютного союза;

6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7) унификация налоговых законодательств;

8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы. В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях.

Это этап создания зоны свободной торговли (1958 — 1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) — создан единый аграрный рынок.

С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд.

Происходит формирование таможенного союза (1968 —1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития.

Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984—1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы — «Эврика».

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. В 1975,1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах (+2,25 — «валютная змея»), а с 1979 г, начала функционировать европейская валютная система.[1] Далее — создание общего рынка (1987—1992 гг.).

На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Рарег» о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели: устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран; введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.

Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Это этап создания экономического союза (с 1993 г. по настоящее время).

Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Для этого запланировано пройти три этапа:

1-й этап — 1990—1993 гг. — валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения;

2-й этап — 1994—1998 гг. — создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики;

3-й этап — с 1999 г. — взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.

66. Система институтов Европейского союза. Порядок формирования и принятия нормативно-правовых актов. Членство в ЕС.

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями. 2. Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах — членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), на который приходится большая часть бюджета ЕС.

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов — слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран — членов ЕС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: