Универсальная система коллективной безопасности

Основным инструментом для сохранения мира и предупрежде­ния возникновениявойн является универсальная система междуна­родной безопасности,предусмотренная Уставом ООН. Устав закреп­ляет основы современного мировогоправопорядка, принципы взаи­моотношений государств на международной арене ипредусматрива­ет целый комплекс мер по сохранению международного мира ипре­сечению актов агрессии. В их числе:средства мирного разрешения международных споров;меры по обеспечению мира с использованием региональных ор­ганизацийбезопасности;временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности;принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использованиявооруженных сил;принудительные меры в отношении государств-агрессоров с ис­пользованиемвооруженных сил.Поскольку различные аспекты этой проблемы уже были предме­том нашегорассмотрения, остановим внимание на исследовании ре­гиональных системмеждународной безопасности. Предоставление РФ военного и гражданского персонала для участия вдеятельности по поддержанию или восстановлению международного мира ибезопасности Участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию иливосстановлению международного мира и безопас­ности может включать наблюдениеи контроль за соблюдением согла­шений о прекращении огня и других враждебныхдействий, разъеди­нении конфликтующих сторон, разоружение и расформированиеих подразделений, производство инженерных и иных работ, ведение всоответствии с Уставом ООН международных принудительных дей­ствий.Решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих дляучастия в миротворческой деятельности прини­мается Президентом РФ. Решение онаправлении за пределы терри­тории РФ воинских формирований для участия вмиротворческой деятельности принимается Президентом РФ на основепостановле­ния Совета Федерации. Решение о направлении за пределы террито­рииРФ гражданского персонала принимается Правительством РФ.Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формированийвооруженных сил для участия в международных при­нудительных действияхпринимается Президентом РФ на основе по­становления Совета Федерации и всоответствии с ратифицирован­ным международным договором или федеральнымзаконом.Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований для участияв международных принудительных дей­ствиях с использованием вооруженных сил,предоставляемых в рас­поряжение Совета Безопасности, ООН на основе соглашения сСо­ветом Безопасности принимается в соответствии с решением Совета БезопасностиПрезидентом РФ на основе постановления Совета Фе­дерации и в соответствии сратифицированным международным до­говором или федеральным законом.*

73. Организация Североатлантического договора (НАТО): состав, компетенция, порядок принятия решений. Взаимодействие с Российской Федерацией.

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в соответствии со ст. 9 Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Организация намерена предпринимать совместные действия и осуществлять всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов. НАТО призвана обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. В соответствии со ст. 4 Североатлантического договора НАТО служит трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. НАТО сохраняет стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, не совместимым с целями ООН.

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь.

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

На саммите НАТО в апреле 1999 г., посвященном 50-летию образования этой организации, принята новая стратегическая концепция НАТО. В ней провозглашается право альянса на проведение военных операций за пределами территории стран – членов НАТО, причем в случае необходимости – без мандата ООН, ее Совета Безопасности. Эта агрессивная стратегия обосновывается тем, что права человека и нормы демократии являются более значимой категорией, чем государственный суверенитет.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Основополагающим актом, разработки общих подходов к европейской безопасности и политическим вопросам Россия и НАТО создали совместный постоянный Совет России – НАТО. Центральной задачей этого органа будет формирование более высокого уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и сотрудничества между Россией и НАТО.

Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.

74. Разоружение и ограничение вооружений.

Разоружением принято считать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1 ст. 11 относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений" к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности". Рассмотрение этих принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование "планов создания системы регулирования вооружений" (ст. 26); в решении этой задачи ему содействует Военно-штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к "регулированию вооружений и к возможному разоружению" (п. 1 ст. 47).

Кажущееся непоследовательным употребление терминов "разоружение" и "регулирование вооружений" является результатом компромисса, достигнутого составителями Устава при создании ООН. Что касается термина " регулирование вооружений ", редко встречающегося в официальных и доктринальных источниках, то по своему содержанию он приближается к широко употребляемому термину "контроль над вооружениями".

В отечественной доктрине преобладает мнение о существовании в международном праве общепризнанного принципа разоружения, из которого вытекают двоякого рода обязательства: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем.

Основным источником норм в рассматриваемой области являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), региональные (например, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.), двусторонние (например, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры в этой области можно классифицировать и по их целям и объекту (договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; договоры, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям).

Повышение роли универсальных международных организаций обусловливает возрастание значения их резолюций в качестве вспомогательного источника права в области разоружения. Отдельные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам разоружения допустимо рассматривать как содержащие нормы права, находящиеся в процессе формирования. В некоторых случаях резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются дополнительным средством имплементации договорных норм. К их числу можно отнести, в частности, резолюции, направленные на обеспечение полного введения в действие Договора о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 года. Весьма примечательным стало создание Генеральной Ассамблеей в 1989 году ранее отсутствовавшего механизма проверки соблюдения договорной нормы (Женевского протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.), который состоит из специальных процедур расследования сообщений о случаях применения химического оружия, проводимых экспертами, уполномоченными Генеральным секретарем ООН.

Действующее международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы "в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем" (ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия). Ссылка на такую цель или на упомянутую статью Договора о нераспространении содержится почти во всех основных современных договорах об ограничении вооружений, как правило, в их преамбулах.

К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Суть частичных мер - запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сужение возможности качественного совершенствования оружия, сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений. К ним примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, не предусматривающие ограничения вооружений, но создающие благоприятные условия для его осуществления.

Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничтожения. В соответствии с определением, выработанным ООН еще в 1948 году, такое оружие "должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомной бомбой и другим упомянутым выше оружием".

Действующее международное право запрещает испытывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., известный как Договор Тлателолко), южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г., известный как Договор Раротонга), на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).

75. Начало войны и ее правовые последствия. Театр военных действий.

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами:

· дипломатические и консульские связи прекращаются;

· персонал посольств и консульств отзывается;

· политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о военном, союзе)

прекращают свое действие;

· некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами;

· международные многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами.

С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами - с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте.

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

76. Права и обязанности нейтральных в военном конфликте государств. Виды нейтралитета.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

Правила нейтралитета подлежат применению, коль скоро международный конфликт достигает такого уровня, при котором приобретает значение позиция третьих государств. Основная обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любому из воюющих и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Статус нейтрального государства определен Гаагскими конвенциями (1907 г.) в отношении войны на суше и на море. Соответствующие положения стали обычными нормами международного гуманитарного права.

Нейтральная территория неприкосновенна. Она не может быть театром военных действий или объектом нападения, а также использоваться в иных военных целях. Запрещена транспортировка через нее войск и военного снабжения.

Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими сторонами, в том числе и военными материалами. В случае введения ограничений на торговлю они должны в равной мере относиться ко всем воюющим. Нейтральное государство не обязано запрещать своим гражданам добровольно вступать в их вооруженные силы.

При необходимой самообороне военные действия нейтрального государства не рассматриваются как враждебный акт. Перешедшие границу в поисках убежища иностранные войска подлежат интернированию.

Нейтралитет и военные действия на море. Признается право воюющих государств на досмотр нейтральных торговых судов в целях предотвращения провоза военной контрабанды. Принято различать: абсолютную военную контрабанду, т.е. военные материалы; условную контрабанду, т.е. материалы двойного назначения, пригодные для использования и в военных, и в мирных целях, и неконтрабанду. Предметы первых двух категорий могут быть захвачены, если предназначены для противника. Третья категория захвату не подлежит.

Перевозящее контрабанду нейтральное судно может быть захвачено в открытом море или в территориальных водах воюющих государств. Контрабандный груз подлежит конфискации на основе решения специального, призового суда. Само нейтральное судно может быть конфисковано как приз, если контрабанда составляла более половины всего груза.

Концепция военной контрабанды в значительной мере устарела. В годы мировых войн ее заменил режим морской изоляции. Любой груз, включая еду, считался контрабандой, если направлялся противнику.

На морскую акваторию распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море нейтрального государства, то оно не может быть театром военных действий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается.

Как уже отмечалось, специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном пространстве нет. Поэтому, как и в других случаях, действия авиации в нейтральном воздушном пространстве регулируются общими нормами гуманитарного права.

Воюющие обязаны уважать неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства. В случае входа самолета воюющего государства в воздушное пространство нейтрального государства последнее обязано принять имеющиеся в его распоряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Интернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Нейтральное государство не вправе поставлять авиационную технику воюющим государствам, однако не обязано запрещать такие поставки частным фирмам.

Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении нейтральных морских судов. Гражданскому самолету может быть предложено приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят деятельностью, несовместимой с нейтралитетом.

Находящиеся на территории воюющего государства граждане нейтрального государства не могут претендовать на особые привилегии по сравнению с местными гражданами. За ними признаются права мирного населения.

Воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещаются пролет через него летательных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление с ним в бой. Приземлившиеся военные самолеты задерживаются, а экипаж интернируется до конца войны. Воюющим сторонам запрещается транспортировать через воздушное пространство нейтрального государства войска и военное имущество. Однако допускается транспортировка на самолетах больных и раненых воюющих сторон.

77. Правовой режим военного плена.

Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны; партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов; личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты, т. е. лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, например врачи, юристы, корреспонденты, различный обслуживающий персонал; члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации; стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению либо научному или медицинскому экспериментам. Запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности.

Военнопленных можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями, таким как сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Военнопленные могут обращаться с просьбами к военным властям, под контролем которых они находятся, направлять жалобы представителям державы-покровительницы. Военнопленные избирают из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями, представителями державы-покровительницы, Общества Красного Креста.

Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой и т. д.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего их в плену воюющего государства. За совершенные проступки военнопленного может судить только военный суд. Запрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.

Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь. Военнопленные освобождаются или репатриируются тотчас же после окончания военных действий.

Для концентрации всех сведений о военнопленных предусматривается создание центрального справочного бюро в нейтральной стране.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I Женевской конвенции о защите жертв войны лица 1949 г., входящие в состав ВС стороны, находящейся в конфликте, и при­нимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами ( в т.ч. партизаны, бойцы национально-освободительных движений, движений сопротивления, добровольцы). Только за комбатантами признает­ся право применять военную силу. К ним самим допустимо примене­ние в ходе боевых действий высшей меры насилия, т.е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, впра­ве требовать обращения с ними как с военнопленными (попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу ВС воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов...).

К некомбатантам относится личный состав, правомерно находя­щийся в структуре ВС воюющей стороны, оказываю­щий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых дейст­виях, но не принимающий непосредственного участия в этих действи­ях. Это ин­тендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время ору­жие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным МП как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации за партизанами,согласно Женевским конвенциям 1949 г., признается статус комбатанта, если они: - имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, -имеют отличительный знак, -открыто носят ору­жие, -соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. До­полнительный протокол I конкретизирует некоторые из этих положе­ний.

Военный разведчик - законный комбатант – лицо входящее в состав ВС воюющего государства, одетое в военную форму и проникающее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он становится военнопленным (Приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907 г.).

Военный шпион (лазутчик) — лицо, которое, действуя тай­ным образом или под ложным предлогом, собирает или старается со­брать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений лазутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголовной ответственности как шпион.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: