С начала 90-х годов XX в. в России развивается информатизация, реализуется она в различных программах (например, в Федеральной целевой программе по созданию АИС ГЗК на 1998—2002 и на 2003—2007 гг.). Основное содержание политики информатизации сводится к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания информационных ресурсов.
Государственная информационная политика (ГИП) должна отражать и учитывать интересы граждан, общественных организаций, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. ГИП России как государства, расположенного на огромной территории, должна принимать во внимание различные уровни развития субъектов Федерации. Возникает необходимость активного участия системы Росреестра в реализации информационной политики в области землепользования и управления земельными ресурсами.
Информация — это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей.
Понятие «информация» истолковывается, как некоторая совокупность сведений (сообщений), о тех или иных событиях, явлениях, факторах и их взаимосвязи.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. под информацией понимают сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, а под термином информационные ресурсы подразумевают отдельные документы и массивы документов, в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, и т.д.).
Обладать информационными ресурсами могут граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения, если документы или массивы документов созданы на их средства. Большая часть информационных ресурсов, которая представляет общественный интерес, создается за счет государственных (федерального бюджета, субъектов Федерации) средств.
Поэтому государство в значительной степени заботится об их централизованном сборе, хранении и создании условий для доступа к ним. При этом информацию хранят в разных видах документов и считают первичной до момента ее копирования и тиражирования. Поэтому первоочередная задача государства — сохранение первичных документов.
Выработанная системой информация должна быть зафиксирована на материальном носителе и храниться в течение определенного периода времени или «цикла жизни», в котором можно выделить следующие стадии:
хранение. Информация прежде чем она может быть обработана или использована, хранится в какой-либо памяти на материальном носителе;
преобразование информации. Хранящаяся информация может быть преобразована в более удобную форму для передачи, обработки, восприятия;
передача. Информация непрерывно передается от источника к запоминающему устройству, на обработку, пользователю для принятия решения и т. д.
Информация на верхних уровнях менее подробна, чем на нижних, а решаемые проблемы содержат больше неопределенности.
Для уменьшения неопределенности необходимо увеличить полноту и достоверность информации, но при этом увеличивается количество обрабатываемой информации.
Следует также учесть, что на вышестоящих уровнях управления число источников информации и их разнообразие гораздо больше, чем на нижестоящих. На верхний уровень управления поступает информация не только о состоянии нижестоящих элементов, но и о взаимосвязях и взаимовлияниях, что также значительно увеличивает объем информации на каждом последующем уровне управления по сравнению с предыдущим. Надо иметь в виду, что для принятия управленческого решения необходимо иметь минимальное количество информации.
На каждом вышестоящем управленческом уровне необходимо всесторонне анализировать последствия принимаемых решений для всех нижестоящих подсистем и элементов, учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние. Это обстоятельство сокращает число приемлемых управленческих решений.
Целесообразно различать информацию, необходимую для планирования и оперативного управления. Задачи планирования, как правило, характеризуются большим объемом вычислительной работы. Время решения задач при планировании и точность их решения определяется в основном достоверностью исходных данных.
На уровне управляющих структур можно выделить, как минимум, четыре группы видов деятельности, в которых земельно-кадастровая информация играет важную роль. К таким группам можно отнести решение задач: проектно-экономических, административно-управленческих, социально-экологических, стратегического планирования (рис. 7.2).
Первые три группы решают оперативные и тактические задачи, последняя обеспечивает стратегическую поддержку процесса принятия решения. Эти группы взаимно переплетены, хотя каждая из них предъявляет различные требования к объему и уровню генерализации земельно-кадастровой информации
Для решения административно-управленческих задач необходимы большие базы земельно-кадастровых данных (по регистрации объектов недвижимости, формирования их и т. д.).
Для подготовки планов развития регионов необходима земельно-кадастровая информация более высокого уровня, т. е. информация, позволяющая принимать стратегические решения по инновационной и налоговой политике, планированию размещения отраслей народного хозяйства, экологии и защите окружающей среды, формированию процессов аграрной и земельной реформы.
К основным методам сбора информации для целей управления земельными ресурсами относятся: съемки и обследования; расчеты и моделирование данных; анкетный опрос; «пилот-проекты» и др.
В системе управления выделяют три основных направления движения информации:
1.нормативно-правовой информации сверху вниз с последующим аккумулированием ее на нижних уровнях;
2.передача первичной информации о состоянии земельных ресурсов и рассредоточение ее по соответствующим уровням управления.
3.снизу вверх — передача вторичной информации о состоянии земельных ресурсов и отчетность нижележащих территориальных органов Росреестра перед вышестоящими уровнями.
Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. В состав информационного обеспечения входят: нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы; текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений; накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы. Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами обусловливается следующими причинами: -наличием растущих объемов информации, которую надо обработать в кратчайшие сроки; -необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив); -разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации. Основу процессов, протекающих в системе управления земельными ресурсами, составляет непрерывный информационный обмен. Основными средствами обеспечения этого обмена являются государственные земельный кадастр и мониторинг земель. По назначению в процессе управления информация подразделяется на следующие виды: • осведомляющую (используется для обоснования принятия решений); • управляющую (формируется в процессе управления и доводится до субъекта для исполнения и использования (например: плановая, контрольная, учетная). Источниками информации могут быть картографический материал, реестры, отчеты, книги и ведомости, каталоги, энциклопедии, рефераты, данные экспертов, и т.д. К основным методам сбора информации для целей управления земельными ресурсами следует отнести: - съемки и обследования; -запрос данных из какой-либо информационной базы; -расчет и моделирование данных; -анкетный опрос; -исследования проведения потребителей по отношению к объекту; -испытание системы-«пилот-проекты». Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами должно способствовать: -повышению оперативности и качества работы с информацией; -созданию условий для перехода от традиционной бумажной к безбумажной технологии; -созданию необходимых условий для повышения автоматизации в работе с информацией и снижения трудозатрат на рутинные операции; -повышению достоверности создаваемой информации; -исключению дублирования работы по получению информации; -обеспечению централизованного хранения информации, подготовленной в электронной форме, включая графическую, а также всех сопутствующих материалов с возможностью организации логического увязывания информации, относящейся к одному направлению поиска (подборки) по тематическому набору реквизитов; -обеспечению единого порядка индивидуальной и совместной работы с информацией; -объединению потоков электронных документов между структурами; использованию общей для всех территориальных органов, предприятий и учреждений Роснедвижимости системы индексации (нумерации) документов, общих справочников-классификаторов и т. п.; -обеспечению унификации информационной документации и сокращению числа форм и видов единообразных документов. Система информационного обеспечения управления земельными ресурсами должна: 1)сформировать единое информационное пространство; 2)обеспечить информационную поддержку рынка недвижимости; 3)создать базу для налогообложения; 4)поддержать инвестиционные проекты; 5)быть основой различных геоинформационных систем, в том числе для управления развитием территории.