Земельный рынок должен находиться под эффективным контролем государства. Прежде всего нужен контроль за процессом перераспределения земель, их использованием по целевому назначению и за размерами частного землевладения.
Оборот земли, понимаемый как совокупность земельных сделок, находится в России в состоянии становления. Однако уже сейчас он должен способствовать эффективному использованию земельного фонда и формированию рационального землепользования. Здесь выделяются проблемы: одна связана с перераспределением земельных площадей, другая — с предотвращением концентрации угодий в немногих руках в спекулятивных целях и третья — с рационализацией форм землепользования.
Очень важна проблема участия государства в регулировании использования земельных ресурсов, причем не только на организационно-правовом уровне, но и как активного земельного собственника, стимулирующего рыночные процессы, и непосредственного их участника. Государство должно контролировать цены на землю в общенациональных интересах, (например в ФЗ-101 установлена 15% -я от кадастровой оценки стоимость земель) но не блокировать при этом рыночный механизм. Этого можно достичь только при создании соответствующей инфраструктуры.